Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ангелы и демоны

около 7 минут на чтение 8 комментариев
Ангелы и демоны

В иркутский прокат вышел фильм «Орудия смерти: Город костей» — экранизация первой части очередной многотомной фэнтези-саги о подростках, на этот раз сражающихся с демонами где-то в параллельном Нью-Йорке.

Школьница Клэри (Лили Коллинз), изнывающая от материнской опеки и собственной заурядности, возвращается с вечера поэзии в компании своего наивного ухажера Саймона (Роберт Шиен). По дороге они замечают символ на вывеске, которым Клэри в беспамятстве изрисовала дома все стены. Молодые люди попадают в ночной клуб на подпольную готическую вечеринку, где Клэри становится свидетелем необъяснимого: на ее глазах мечом убивают одного из посетителей, после чего тот с шипением и воем растекается по полу. Никто, кроме девушки, ничего не замечает, и правильным шагом в этой ситуации было бы пойти домой и хорошенько выспаться, но девушка решает тайну разгадать. И ей открывается параллельный мир, населенный ведьмами, демонами, оборотнями и вампирами — без них нынче никак.

Вечную войну с нечистой силой ведут сумеречные охотники — тайный орден «полуангелов». Его современные потомки скрываются от любопытных глаз в викторианском замке, подозрительно напоминающем Хогвартс, под видом трущоб торчащем в самом сердце современного Нью-Йорка. Как выясняется, к охотникам принадлежит и Клэри. Пока героиня с отвисшей челюстью (актрисе Коллинз этот мимический жест дается особенно хорошо) выслушивает откровения из уст белокурого херувимчика Джэйса (Джейми Кэмпбелл Бауэр), два головореза вламываются в ее дом и похищают мать (Лина Хиди). Та тоже оказалась не из «примитивных» (обидное прозвище для маглов-обывателей) и долгие годы скрывала у себя некий ритуальный кубок, позарез нужный для проведения черных месс одному плохому человеку.

Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильм стал экранизацией первого романа серии «Орудия смерти» Кассандры Клэр, набившей руку на фанфиках к Гарри Поттеру (фанатские опусы по мотивам известных произведений, за редким исключением — откровенная графомания). Очевидная вторичность сюжета «Города костей», заметная уже из синопсиса картины (и все сильнее подтверждающаяся по ходу фильма), этим и объясняется. На фоне разбросанных по всему миру многочисленных эпигонов госпожа Роулинг, сама многое позаимствовавшая у классиков фэнтези, на самом деле выглядит гением современной подростковой беллетристики. Настолько продуманной и проработанной «вселенной» похвастаться не может пока больше никто.

Следующее сравнение, которое приходит на ум вслед за историей Гарри Поттера, прозвучит для многих как приговор — рафинированная вампирская сага «Сумерки». «Орудия смерти» следуют тем же путем в раскрытии образа героини — гадкий утенок в повседневности, преображающийся внутри спрятанного в складках реальности волшебного мира в прекрасного лебедя.

Степень заимствования в «Городе костей» превышает все допустимые нормы. Каждая декорация отсылает зрителя к какой-нибудь известной или не очень книжной серии, фильму или телесериалу про «сверхъестественное» со времен, наверное, девчоночьих «Зачарованных». За первые полчаса от начала картины со всего происходящего можно тихонечко начать сходить с ума: диалоги словно ведутся между буйными душевнобольными и просто слабоумными (в какой-то момент перестаешь понимать, о чем, собственно, идет речь), а актеры будто и сами ошарашены тем, что им приходится делать и говорить. Сюжет тем временем решительно движется вперед, не давая никому возможности возразить или выразить недоумение.

Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Фильм демонстрирует грандиозное количество штампов, несуразных эпизодов, заурядных фраз, очевидных сюжетных поворотов. Любовная линия по бестолковости превосходит «Сумерки»: когда герои начинают выражать свои высокие чувства словами, зрители, как один, сползают под кресла от смеха. От первого поцелуя героини и ее томного ухажера с души воротит — эпизод подан банально, слащаво и неуклюже, и еще под пластмассовую поп-песенку. Тут справедливости ради стоит заметить, что в семнадцать лет девочки как раз на такие уловки и ведутся.

Потом фильм начинает все настойчивее цитировать эпизоды из «Матрицы» Вачовски, «Рассвета мертвецов» Снайдера, под конец и «Птиц» Хичкока — режиссер так изысканно изволит шутить. Неожиданно то, что кажется наиглупейшей киноподелкой для тинейджеров, оборачивается настоящим шаржем на жанр, метко ухватившим самые нелепые его черты. Многие сцены выглядят пародийными гэгами, по своей абсурдности достигающие уровня сериала «Очень страшное кино» в его лучшие дни. В юморе картине не откажешь, но и он тут диковатый и абсурдный. Чего стоит одно провозглашение Баха демоноборцем: математическая гармония его фуг якобы невыносима для потусторонних существ.

Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Орудия смерти: Город костей». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Тот редкий случай, когда зрительская киноэрудиция позволяет получить странное, даже извращенное удовольствие от просмотра: зная, к чему отсылает та или иная сцена или кого и в каком сериале играют актеры, начинаешь видеть в каждом эпизоде и диалоге уморительную двусмысленность. Лина Хиди (королева Серсея из «Игры престолов») с ее «ланнистерским» пренебрежительно-снисходительным выражением на лице, чудесно передает весь небогатый спектр эмоций, возникающих по ходу фильма. Великолепный Джонатан Риз Майерс (Генрих Восьмой из «Тюдоров») играет своего очередного безумца, одержимого губительными идеалами, и актеру однозначно веришь.

Роберт Шиен (Нейтан из «Отбросов»), изображающий необычного для себя очкарика во френдзоне — «песня» отдельная. У британца поубавилось внешней бесноватости, обязательной для каждой прошлой его роли, сгладилась фирменная «угловатость», исчезла обаятельная бунтарская кучерявость, но талант остался. Из своих экранных сверстников он наиболее убедителен, а его Саймон — самый симпатичный и живой персонаж.

«Орудия смерти» едва ли станут вторым «Гарри Поттером», да и до «Сумерек» им никак не дотянуться (Стефани Майер, кстати, серию одобрила). Для первого не хватает талантливости первоисточника, для второго — четко выделенной романтической линии. Фильм занял свою нишу, отлично запечатлев ментальность подросткового возраста в те самые семнадцать лет, о которых поет группа AFI в финальных титрах. Возраст на редкость бестолковый, полный грез о будущем и недобитых химер прошлого. Время надуманных сложностей, кажущихся непреодолимыми, и первых настоящих проблем, пугалом маячащих за порогом детства. При всем при этом о своих семнадцати принято вспоминать с улыбкой и светлой грустью (может быть, и с примесью стыда) — таков и этот фильм.

Посмотреть расписание фильма «Орудия смерти: Город костей» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20130826/city/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля