Историческая мелодрама о любви сына фонарщика и дочери министра, снятая на фоне замерзших каналов рождественского Петербурга, заслуженно получила признание и зрителей, и кинокритиков. Одним из ярких героев фильма стал обаятельный хулиган Муха, член банды карманников, ускользающих от правосудия на коньках.
Исполнивший эту роль Василий Копейкин — уроженец Шелехова. В 2012 году окончил Иркутское театральное училище (мастерская Вячеслава Варлашова), а в 2016-м — ГИТИС (курс Михаила Борисова). О съёмках в «Серебряных коньках», иркутских воспоминаниях и актёрских мечтах Василий рассказал нам в интервью.
О съемках фильма
Кинодебют Василия Копейкина состоялся в картине «Вечный холод», где он сыграл хоккеиста. Тогда шелеховчанин учился на третьем курсе ГИТИСа. Однако фильм по ряду причин не вышел. Сам актер к этому относится философски: мол, пусть те съёмки останутся как репетиция работы в кино, введение в курс дела. Но ничего не происходит зря. Ледовая подготовка и тот киноопыт помогли ему воплотить образ бесстрашного Мухи в «Серебряных коньках».
— В детстве, как и многие другие мальчишки, я катался на коньках, мы играли в хоккей с друзьями, — рассказывает Василий. — Так что база была. Плюс тренировки для «Вечного холода» не прошли даром. Но потрудиться пришлось: тренировались мы в хоккейных коньках, где стопа зафиксирована и нагретая кожа принимает форму ноги. Так кататься, конечно, легче. А непосредственно в кадре скользить по льду в старинной обуви с лезвиями намного труднее.
Для режиссёра была важна ледовая подготовка актеров?
— Нет. На первый план всё-таки выходили актёрские способности, органика персонажей. Кто-то из ребят вообще не стоял на коньках до этого. Все тренировались, подтянулись к съёмкам. В самых сложных сценах нас заменяли каскадёры.
Ты сразу понял, что фильм будет грандиозным?
— Да. В первый съёмочный день в Петербурге мы снимали на реке Мойка. Я увидел весь масштаб съёмок и понял, что успех картины гарантирован. Фильм сделан с большой любовью и нежностью, абсолютно все создатели и участники съёмочного процесса вложили в кино душу.
Режиссёр картины Михаил Локшин раньше снимал рекламу, «Серебряные коньки» — его первый опыт полнометражного фильма и сразу такой удачный. Как вам работалось?
— Михаил — дебютант в художественном кино, и он собрал практически всю команду таких же дебютантов. Это помогло выстроить съёмочную систему нужным образом. Конечно, если бы в фильме снимались именитые актёры, взаимодействие с режиссёром было бы другим: к титулованным артистам ведь нужен особый подход! А Миша вёл себя очень достойно, принимал наши идеи к сведению. Он слышал нас и воспринимал, как самостоятельных творческих единиц. Нам хорошо работалось!
Как ты дорабатывал образ своего персонажа?
— Многие сцены с нашей бандой вырезали, иначе хронометраж был бы слишком велик. Но вот в вырезанном отрезке у Мухи заметен шрам на спине — его сделали по моему настоянию. Я выстроил бэкграунд моего героя так: он жил в интернате, где его били, поэтому он вырос недоверчивым к людям.
Он предан другу детства Алексу (главарю банды карманников), очень его любит и поэтому к Матвею относится с недоверием. К тому же, он по-детски ревнует Алекса к новенькому. Его часто обижали в детстве, поэтому сейчас он сам всех обижает. Муха не знает слов благодарности, и после погони его «спасибо», произнесенное в адрес Матвея — первое в жизни. Это честный по отношению к себе и другим человек, пусть он вор и хулиган.
Как снимались экшн-сцены на горящем корабле? Было ли страшно?
— Наоборот, меня это заводило! Горящие газовые трубы придавали ощущение подлинности происходящему, искренность момента. В сценарии было прописано, что всех членов банды, в том числе и Муху, просто ловят, когда они спрыгивают с корабля. А я подумал: не может быть, чтобы мой герой так просто сдался, он должен стоять насмерть! Меня услышали и дописали в сценарии, как Муха, выпрыгивая, борется в огне с полицейскими.
Что-то взял на память из съёмочного реквизита?
— Гримёры мне подарили золотой зуб Мухи! Еще нам отдали коньки — но не старинные, а тренировочные, хоккейные.
О Питере и Иркутске
Полноправным героем «Серебряных коньков» стал нарядный старинный Петербург. Когда ты впервые познакомился с этим городом? Изменилось ли отношение к северной столице после съёмок?
— Впервые я попал туда с тётей — директором дворца культуры «Металлург» Ириной Фирсовой, тогда шелеховская цирковая студия «Калейдоскоп» принимала участие в фестивале в Выборге. Мы жили в цирковом общежитии на Невском проспекте, мне было лет восемь. Помню, гуляли по городу, подошли к памятнику Кутузова у Казанского собора. А девичья фамилия моей мамы — Кутузова. И я спросил у тёти: «Это что, мой дедушка?!». Потом я ездил в Питер, будучи уже студентом ГИТИСа. У меня хорошее отношение к этому городу, нравится архитектура, люди, неспешный, в отличие от Москвы, уклад жизни. Но жить там я бы не хотел — только проездом.
А в Иркутск часто приезжаешь?
— Примерно раз в два года. Очень тёплые воспоминания остались от учёбы в Иркутском театральном училище, люблю иркутских педагогов, своих однокурсников… Мне есть с чем сравнить: уже после учебы в ГИТИСе я понял, что в нашем училище как раз-таки делают всё для студента.
Мастером нашего курса был Заслуженный артист России Вячеслав Варлашов. Он ушёл из жизни в прошлом году. С Вячеславом Владимировичем мы часто общались, по приезде в Иркутск всегда старался с ним встретиться. Он ведь тоже окончил ГИТИС, потом вернулся в Иркутск. Помню, говорил мне: «Оставайся здесь, будешь в Музыкальном театре звездой!». Но мне хотелось в Москву…
Как ты вообще решил стать артистом? Семья у вас творческая?
— Нет. Отец работает на Иркутском алюминиевом заводе, мама — косметолог. Но папа — человек обаятельный, харизматичный, принимает участие в творческих представлениях на заводе, играет в КВН. У меня с детства была предрасположенность к сцене, я посещал различные кружки, а после школы решил поступать в театральное училище.
— Меня приглашают именно на роли гопников: видимо, внешне я кажусь таким персонажем.
Где ты больше себя видишь, в театре или кино?
— Конечно, хочется поработать в театре. И именно в Театре Наций, где художественным руководителем является Евгений Миронов. Для меня это идеальный театр! Там нет труппы, только приглашённые для конкретных проектов артисты.
Насколько образ Мухи близок тебе самому? Ты в жизни такой же хулиган?
— Нет! Я скромный парень. Могу хулиганить только в своей компании хорошо знакомых людей. Но часто меня приглашают именно на роли гопников: видимо, внешне я кажусь таким персонажем. А после живого общения открывается, что я совсем не такой.
Этот твой типаж мешает в работе? Может, мечтаешь о роли Ромео или Чацкого?
— А я ещё сыграю эти роли! Я против шаблонов, особенно внешних. Всё может быть. Сейчас я играю спортсмена в сериале «Регби» (проект канала СТС). Также недавно сняли пилотные серии нового сериала Петра Буслова и Семена Слепакова «Неприличные деньги». Посмотрим, что из этого выйдет, даст Бог, проект дойдёт до зрителя. Там я, кстати, опять играю бандита (смеется). Хочется, конечно, поработать над разноплановыми персонажами, главными ролями, чтобы покопаться в характере героя, выстроить цельный образ.
Фильм «Серебряные коньки» показывают в кинотеатрах Иркутска с 10 декабря 2020 года. Смотрите расписание и покупайте билеты онлайн в Афише IRK.ru.
Фотографии предоставлены Василием Копейкиным
Беседовала Элина Германова, специально для IRK.ru
гордимся земляком!