«Поминальную молитву» в драмтеатре ставили дважды. Первый раз в 1998 году, к бенефису народного артиста России Виталия Венгера. За восемь лет спектакль сыграли ровно 100 раз. За образ Тевье Виталий Венгер получил премию фестиваля сибирских театров «Сибирский транзит» в номинации «Лучшая мужская роль». С уходом артиста спектакль исключили из репертуара.
Новую версию пьесы в 2016 году создал режиссёр Олег Пермяков. Через два года «охлопковцы» в составе 50 человек отправились с постановкой в Израиль.
Третьи гастроли на Святой земле
Анатолий Стрельцов, директор Иркутского академического театра Н. П. Охлопкова: мы готовились к этим гастролям практически два года. До этого мы дважды были в Израиле, нас уже знают. Тогда показывали спектакли на камерной сцене. Когда у нас успешно прошли вторые гастроли, мы решили в следующий раз привезти спектакль для большой сцены.
Мы работали в пяти городах: Хайфе, Наарии, Беэр Шеве, Иерусалиме и Тель-Авиве. Пять городов — это пять площадок, к которым нужно пристроиться, на которые нужно переехать. Это сложно и для постановочной части, и, конечно же, для актёров — каждый день привыкать к новой площадке. К моей радости, актёры очень чётко всё сделали.
Об избалованности
Анастасия Пушилина, актриса: Мне понравился Иерусалим своей сложностью. Они, оказывается, искушены театрами, к ним постоянно кто-то приезжает. Было ощущение, что зритель не сразу нас воспринял. Но потом мы их, можно сказать, победили. После спектакля подошла зрительница и сказала: «Вы знаете, если бы я знала, что это иркутский театр Охлопкова, я бы не пошла. Но я уверена сейчас, вас нужно показать всей Европе». Мы остались в её сердце. Это приятно.
Анатолий Стрельцов: В Израиле всё время кто-то гастролирует. Страна небольшая — кроме пяти-семи городов выступить-то и негде. Это было авантюрно — рассказывать евреям про евреев. Два года назад, когда мы обдумывали этот проект, я сомневался. Но после спектаклей выходили люди, которые благодарили и за этот спектакль, и за прошлые.
О еврейской теме
Степан Догадин, актёр: В самом Израиле показывать еврейскую тему — не то что страшно, а очень страшно. Мы очень волновались. Телега чужая, домики чужие. Только дерево было наше, которое мы тащили на своих плечах. Волновались, как нас примут израильские зрители, как примут наше понимание этой истории. Но у нас действительно получился хороший спектакль, который не стыдно показать.
О главном
Степан Догадин: Я думал, что мы устанем больше. У нас за 18 дней получилось восемь спектаклей. Это месячная норма. А зритель всё здорово воспринял. Нас принимали потрясающе, давая силы играть дальше. Могу сказать, что мы почти не устали от очень сложного спектакля.
Анатолий Стрельцов: Я вынес из этих гастролей одно: действительно любовь и доброта правит миром. Когда человек любит свою работу, любит своих соседей, коллег, любит свою страну, все получается. Я много общался с жителями Израиля, и все они любят свою страну. Вряд ли у них там нет проблем. Но у них есть любовь и желание их преодолевать. Дай бог нам объединиться, полюбить друг друга и развиваться, развиваться, развиваться.
Яков Воронов: Актёр перед выходом на сцену всегда волнуется. И вот это волнение трудно передать словами. Успех здесь измеряется не количеством аплодисментов, а на уровне «дыхания зала» — от той энергетики, которая идёт.
О планах
Анатолий Стрельцов: В Израиль мы поедем уже, наверное, не скоро. А пока нас в мае 2019 года приглашают на фестиваль «Русские сезоны» во Францию. Нас выбрали со спектаклем «Игрок» по Достоевскому. Здесь есть сложность с декорацией, если кто видел эту постановку.
В 2020-м есть предложение от продюсерских фирм, поскольку нам будет 170 лет, попробовать показать спектакль «Идиот» по Достоевскому в Европе. Сейчас будем искать для этого возможности.
Маргарита Романова, IRK.ru
Нам бы тоже пригласили на гастроли какой-нибудь еврейский театр.
Культурный обмен.