Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

Десять лучших комедий Гайдая по мнению Евгения Новицкого

30 января великому советскому режиссёру, нашему земляку исполнилось бы 95 лет. Краткий обзор главных полнометражных фильмов Леонида Иовича составил постоянный кинообозреватель IRK.ru, автор новейшей биографии Гайдая, выпущенной московским издательством «Молодая гвардия» в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» Евгений Новицкий.

«Деловые люди», 1962

Бандит и владелец коня Боливара Акула Додсон (Владлен Паулус) не оставляет шансов на выживание своему приятелю Бобу (Александр Шворин), чья гнедая сломала ногу. Незадачливый вор (Юрий Никулин) забирается в дом обывателя (Ростислав Плятт) и вместо того, чтобы грабить, завязывает с ним дружбу. А жулики Сэм (Георгий Вицин) и Билл (Алексей Смирнов) похищают малолетнего «вождя краснокожих» (Сергей Тихонов). Сюжеты всех этих историй принадлежат перу культового американского юмориста О. Генри.

Первый альманах Гайдая и третья (после дебютного «Долгого пути» по рассказам Короленко и короткометражного «Пса Барбоса» по фельетону Олейника) из восьми его экранизаций. И вновь режиссёр блестяще справился с литературным материалом, выказав завидное мастерство — виртуозное владение формой и приёмами, а также способность перенимать и пародировать узнаваемые элементы «буржуазного кино».

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», 1965

Студент Шурик (Александр Демьяненко) на стройке сражается с тунеядцем Верзилой (Алексей Смирнов), на почве подготовки к экзаменам покоряет сверстницу Лиду (Наталья Селезнёва), а на складе предотвращает мелкое хулиганство Труса, Балбеса и Бывалого. «Операция „Ы“» — первый советский фильм, который в год премьеры посмотрело почти 70 миллионов человек, то есть более четверти тогдашнего населения СССР.

Современному российскому кино о таких показателях не приходится и мечтать. Причём, «Приключения Шурика» были только первой ласточкой. Этим фильмом открылось «золотое десятилетие» Гайдая, в которое он успел снять свои наиболее значимые и немеркнущие шедевры.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966

Шурик в качестве «фольклориста несчастного» едет на Кавказ, где спасает студентку, комсомолку, спортсменку и красавицу Нину (Наталья Варлей) от происков сластолюбивого товарища Саахова (Владимир Этуш). Сценаристы Костюковский и Слободской принялись сочинять «Новые приключения Шурика» ещё до премьеры «Операции „Ы“».

Едва ли Гайдай полностью одобрял эту затею — он не любил повторяться и эксплуатировать одних и тех же персонажей, пусть и снискавших небывалый успех. Но руководство студии «Мосфильм» настаивало, чтобы режиссёр продолжал снимать и Шурика, и Труса–Балбеса–Бывалого. В итоге он всё-таки с азартом взялся за дело и «Шурик-2» стал даже успешнее первого фильма.

«Бриллиантовая рука», 1969

Семён Семёныч Горбунков (Юрий Никулин) едет отдыхать за границу, а возвращается оттуда с бриллиантовой рукой, обладателем которой вообще-то должен был стать незадачливый контрабандист Геша Козодоев (Андрей Миронов). Чтобы добраться до бриллиантов, Геша и его напарник Лёлик (Анатолий Папанов) пускаются во все тяжкие.

Одна из самых популярных советских комедий и одновременно гимн тому ослепительному времени, в которое она была создана. Кажется, только Гайдай на правах наиболее доходного режиссёра Страны Советов мог позволить себе снять столь «прозападную» картину сразу после подавления Пражской весны.

Замечательно также то, что в момент съёмок на пике формы находились решительно все люди, работавшие над фильмом: и сам Гайдай, и его сценаристы, и каждый из актёров, и гениальный композитор Зацепин, музыка которого к «Бриллиантовой руке» стала чуть ли не самым ярким из всех его великих саундтреков.

«12 стульев», 1971

В 1927 году бывший предводитель дворянства Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) узнаёт, что во время национализации его тёща зашила шкатулку с бриллиантами в один из стульев, которые вскоре экспроприировали. Киса и его случайный знакомый Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) отправляются на совместную охоту за мебелью.

Здесь перед режиссёром стояла очень нелёгкая задача — перегнать донельзя насыщенный событиями авантюрно-сатирический роман (в трёх частях и сорока главах) в двухсерийную картину продолжительностью два с половиной часа. Но Леонид Иович справился с данной задачей блестяще. Лучше экранизировать этот роман попросту невозможно, что и было косвенно доказано несколькими последующими фильмами.

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Иван Грозный (Юрий Яковлев) попадает в Москву 1973 года, а очень похожий на царя управдом Бунша (тоже Юрий Яковлев) — в Москву 1571 года. На счастье Бунши, вместе с ним в прошлое угодил ловкий вор Жорж Милославский (Леонид Куравлёв).

Мало про какую экранизацию допустимо сказать, что она получилась лучше литературного оригинала, но «Иван Васильевич» Леонида Гайдая, пожалуй, является ярчайшим исключением из этого правила. Созданные Михаилом Булгаковым почти за 40 лет до выхода фильма герои Бунша, Милославский, Шпак и Якин после 1973 года навек запечатлелись в народном сознании как персонажи с лицами любимцев публики Яковлева, Куравлева, Этуша и Пуговкина.

«Не может быть!», 1975

Предприимчивый брат (Вячеслав Невинный) гражданки Горбушкиной (Нина Гребешкова) спешно продаёт всё её имущество, пока его не конфисковали в связи с арестом гражданина Горбушкина (Михаил Пуговкин). Неудачное свидание актёра Барыгина-Амурского (Олег Даль) с любовницей (Светлана Крючкова) оборачивается коллективным разоблачением супругов-изменников. А жениху Володьке (Леонид Куравлёв) никак не удаётся отыскать на собственной свадьбе невесту (Валентина Теличкина), поскольку он никогда не видел её без пальто и шляпки.

Третий и последний трёхчастный альманах Гайдая, на этот раз поставленный по бессмертным произведениям Михаила Зощенко. Пожалуй, это ещё и самый последний абсолютный гайдаевский шедевр, ничуть не уступающий сделанным на схожем материале «12 стульям». Другого режиссёра, умевшего снимать столь же красочное, светлое и оптимистичное кино про непростые 1920-е годы, на свете, кажется, просто нет.

«Инкогнито из Петербурга», 1977

Российская империя, 1830-е годы. В уездном городишке оказывается петербургский вертопрах Хлестаков (Сергей Мигицко). Местные чиновники-взяточники принимают его за ревизора. Городничий (Анатолий Папанов) приглашает недоросля в свой дом, а перепуганные госслужащие усердно «одалживают» петербуржцу значительные суммы.

«Инкогнито из Петербурга» — не только максимально «кинематографичный» «Ревизор» (Гайдай никогда не снимал ни фильмов-спектаклей, ни телевизионных фильмов), но ещё и «Ревизор» предельно аутентичный, истинно гоголевский.

Режиссёр, конечно, понимал, что эта картина вряд ли найдёт большой успех у зрителя. В этом смысле «Инкогнито» был для Гайдая осознанным шагом назад. И одновременно, пожалуй, самым смелым экспериментом в его творчестве: скрестить хрестоматийную классику с собственным эксцентрическим стилем — кто ещё решился бы на такое?

«За спичками», 1980

В начале 20-го века житель одной из деревенек Финляндии Ихалайнен (Евгений Леонов) отправляется к соседям за спичками, но встречает старого друга Юсси Ватанена (Вячеслав Невинный) и едет с ним в город Йоки. Последствия этого поступка неописуемы.

Очередная жизнерадостная эксцентриада Гайдая основана на весьма экзотическом материале. Приключения зажиточных сельских жителей дореволюционной Финляндии выглядели причудливо и свежо даже после недавнего погружения гайдаевских зрителей в окарикатуренную эпоху Ивана Грозного или в стилизованный сталинский нэп.

«За спичками» не принято относить к лучшим работам Гайдая, но зато столь же милой, трогательной и душевной ленты у него больше не было. К тому же здесь у Леонида Иовича единственный раз снялся Леонов, как раз к концу 70-х невероятно заматеревший.

«Спортлото-82», 1982

Хлюпик Костя (Альгис Арлаускас) по дороге на курортный отдых дарит своей попутчице по купе Тане (Светлана Аманова) лотерейный билет «Спортлото». Этот билет, вскоре выигравший 20 тысяч, случайно оказывается ещё у одного попутчика, ушедшего в горный поход. Прикарманить ценную бумажку стремятся пожилой прохиндей Сан Саныч (Михаил Пуговкин) и его помощник-амбал Степан (Михаил Кокшенов).

Успех, выпавший на долю этого фильма в год премьеры, вполне сопоставим с «Кавказской пленницей» и «Бриллиантовой рукой». «Спортлото» стало лидером советского проката 1982 года. Однако критика отнеслась к новой комедии предвзято и даже неприязненно. Но время вновь (как и в случае десятка других картин Гайдая) доказало беспочвенность этих нападок.

А какие фильмы Гайдая, на ваш взгляд, можно пересматривать и пересматривать? Напишите своё мнение в комментариях.

Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»

  • Ilia Nouretdinov 26 июня 2018 в 10:04

    Мой первый комментарий!

    «За спичками» и «Спортлото-82» имеют репутацию фильмов сравнительно неглубоких, но достаточно приятных. А у меня было ощущение как у наркомана, поймавшего «бэд трип». По-моему, за этими фильмами просматривается жуткая тоска на душе у автора, которую он пытается залить лошадиными дозами душевности…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля