Александр Бах, режиссер блокбастера «Хитмэн: Агент 47», собравшего в общемировом прокате более 80 миллионов долларов, в данный момент продолжает свое путешествие на поезде по Транссибирской магистрали. Он отправился в эту поездку один по совету своей русской жены Марии, чтобы лучше понять и ее, и Россию, и вообще отвлечься от голливудских съемок.
27 октября Александр побывал в Иркутске, где по предложению местного отделения Союза кинематографистов провел творческую встречу со зрителями. Режиссер без утайки рассказал собравшимся о том, как устроена голливудская кухня.
***
Поляк по происхождению, Александр Бах уже в раннем детстве переехал в Западную Германию, где сначала получил музыкальное образование по классу фортепиано, а позже поступил учиться в киноакадемию, где начал снимать рекламные ролики для таких брендов, как Mercedes-Benz, Hyundai, Tom Tailor, Marlboro, Nike и Nivea.
Некоторые ролики были отмечены в Каннах. Но реклама для Красного Креста по-настоящему изменила судьбу режиссера: ему позвонили из США, со студии 20th Century Fox, и предложили поработать над продолжением «Хитмэна».
— Сам я не геймер, но мне понравился главный герой, когда я прочитал сценарий. Мне было интересно раскрыть этого персонажа — агента, лишенного эмоций, но наделенного высоким интеллектом, чья задача состоит в том, чтобы убивать. Это было мое видение этого фильма, но у студии были свои представления.
Мне дали снять кино так, как я хотел, но очень многое потом решал процесс монтажа и постпродакшн. Фактически фильм перемонтировали, сделали его гораздо более динамичным, а некоторые сцены даже отдали переснять другому режиссеру, не спросив меня.
Вначале они выбирают режиссера, потому что у него есть свое видение. Так, например, студии понравился мой ролик для Красного Креста, потому что там были соединены взаимоисключающие вещи — война и танец, что вызывало сильные эмоции. Меня позвали из-за этого, но потом стали мягко навязывать свое представление.
Главное, чем занимается Голливуд — это бизнес, кино как искусство там отходит на второй план. Ведь в конечном счете «Хитмэн» — это высокобюджетный фильм, который должен был заработать деньги в прокате. И он это сделал. В принципе я понимал, как устроен этот бизнес, но потом понял, что нет.
На самом деле в этом процессе постоянно происходит борьба между режиссерами и продюсерами за влияние над фильмом. Очень часто режиссер теряет эту власть, и в результате в прокат выходит картина, сильно отличающаяся от того, что он хотел снять.
Но при этом в титрах стоит его имя, и вся ответственность за фильм лежит на нем. Отчасти так произошло и со мной, поэтому я не очень доволен результатом и в своем следующем фильме буду более жестко отстаивать свои права. Если почувствую, что мне не дают проводить свое видение, мне придется покинуть проект.
50% успеха фильма в Голливуде — это маркетинг. Прежде всего картина рассматривается как продукт, который нужно продать. Деньги, маркетинг, интересы различных сторон — и все забывают о том, что вообще-то главным должен быть сам фильм.
Продюсеры уверены, что они лучше знают, что на самом деле хотят увидеть зрители. Для этого они еще на стадии производства устраивают просмотры с фокус-группами, и после них стараются учесть интересы всех категорий зрителей.
У «Хитмэна» было четыре таких просмотра, в результате которых фильм посмотрели несколько сотен людей. После этого студия попыталась сделать некий идеальный фильм, который должен был понравиться всем. Именно поэтому сейчас выходит такое большое количество плохих фильмов, сделанных как под копирку.
В итоге студия Fox осталась довольна результатом, и я почти сразу получил предложение о съемках следующей картины, правда, уже от другой студии — Lionsgate. Все, что я могу сказать о своем втором фильме, это то, что он будет называться Revoc и это будет что-то типа таких картин, как «Дитя человеческое» и «9-й район» — такая научная фантастика.
Многие русские, с которыми я встречаюсь, спрашивают меня, зачем я еду неизвестно куда на поезде по России. Но для меня это способ отдохнуть от Голливуда, потому что работа над «Хитмэном» вся состояла из стресса. Это был мой первый полнометражный фильм и сразу в сотрудничестве с крупнейшей студией.
Мне не очень удавалось повлиять на производство, сценарий и монтаж. Но я очень ценю этот опыт, и сейчас я бы хотел вернуться к корням и снять более простое кино, где можно проникнуться характером, жизнью персонажа и наполнить фильм эмоциями. В своей поездке по России я ищу вдохновение для своего нового фильма, читаю в поезде Стругацких, разговариваю с людьми, обдумываю различные идеи.
Антон Кокин, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фотографий — Илья Татарников
После такого фильма как Хитман, этот Бах просто обязан сделать себе харакири.