Признавшись, что не привыкла еще к формату творческих встреч, Наталья сразу предложила всем собравшимся задавать любые вопросы, касающиеся кинематографа, и таким образом мероприятие вдруг превратилось в своеобразный мастер-класс.
Впечатления о фестивале
Для меня это чудо, что в Иркутске появился еще один фестиваль, посвященный кино. Как-то принято, что кино делается только в Москве, и я в свое время уехала из Иркутска именно по этой причине. Для меня было большим удивлением, что здесь снимают фильмы, и я считаю, что это фантастически круто.
Мне очень нравится атмосфера на этом фестивале. Она не грандиозная, не нравоучительная, а теплая и дружеская. Качество фильмов мне пока напоминает высшую школу режиссеров и сценаристов, в которой я училась. Ощущение, как будто я попала в зал и смотрю фильмы студентов. Но на самом деле это нормально для людей, которые учатся снимать кино.
Мы все проходим через эти стадии. Хотя и в первый день были показаны уже довольно зрелые работы, по которым видно, что их снимали сложившиеся режиссеры. Не все получается с первого раза, и это нормально. Главное — импульс, который бы заставлял двигаться вперед.
Здесь уже открылся филиал ВГИКа, проходит фестиваль регионального кино — это то, о чем я не могла мечтать, когда жила здесь. Вообще, было бы замечательно, если бы в регионах возникли свои студии кинопроизводства, потому что в Москве снимать кино стало невероятно дорого.
О коротком метре и женском кинематографе
Мы в тандеме с моим мужем и соавтором Алексеем Чуповым (с которым делали «Интимные места») недавно закончили сериал «Кризис нежного возраста». Это история о трех первокурсницах, которые вступают во взрослую жизнь.
Мы начинали его делать еще три года назад, для нас это была большая сложная работа и, конечно, новый опыт. Но я надеюсь, мы выдержали дистанцию и уровень. Нам понравился сценарий — он нежный и трогательный.
Этот сериал совершенно не похож на нашу предыдущую работу «Интимные места». Это не артхаусный, а телевизионный коммерческий продукт.
В промежутке я успела сделать два короткометражных фильма. Один из них — «Лестница Родченко» с Ренатой Литвиновой и Каролиной Грушкой в главных ролях. Это короткое кино — своего рода признание в любви великому фотографу. Скоро этот фильм будет выложен в интернет.
А вторую короткометражку мы сняли с Викторией Исаковой и Викторией Толстогановой, она называется «Сестры», и я надеюсь, что этот фильм войдет в киноальманах, который снимают женщины-режиссеры, а продюсирует его Юлия Мишкинене, которая была продюсером «Интимных мест».
Вообще, сейчас в России какое-то засилье женщин-режиссеров, которые пришли в эту сугубо мужскую профессию в большом количестве. Я очень этому рада. Я люблю женский кинематограф и не считаю эту формулировку уничижительной.
О задачах кинематографа и умении чувствовать материал
Мне кажется, что кинематограф должен прежде всего развлекать. Развлечения могут быть разного порядка — для ума, для сердца. И любое другое искусство тоже направлено на это.
Никогда не знаешь, чем может тронуть человека та или иная история, в этом мы убедились, когда показывали «Интимные места» по всему миру и встречали самые разные, порой очень неожиданные реакции.
Поэтому я всегда, когда встречаюсь с молодыми режиссерами, говорю им не бояться, не ставить себе никакие запреты и ни в коем случае не пытаться просчитать фильм математически.
Не знаю, насколько это правильно — точно и понимать, про что ты снимаешь кино. Мне, например, на первых короткометражках это очень сильно мешало — я так боялась, что очень сильно готовилась. Как в институте.
Но одно дело отбарабанить какой-нибудь реферат в аудитории, а другое — когда ты работаешь с живым материалом, который может в какой-то момент тебя лягнуть, если ты его сильно зажмешь в какие-то рамки. И тут надо решить, идешь ли ты за актерами, или говоришь им, что они должны идти за тобой.
Ты каждую секунду должен делать какой-то непростой для себя выбор. Это всегда очень сложно, и я не знаю рецепта, честно говоря, как этого избежать. Но я знаю, что надо учиться чувствовать материал.
Об успехе «Интимных мест» и самых страшных режиссерских ошибках
То, что мы сняли это кино и его увидели зрители, это чудо. Потому что никто не собирался нам давать денег на этот фильм, хотя мы ходили с этим сценарием ко многим продюсерам. Некоторые говорили, что это ужасная пошлость, другие, наоборот, считали, что это недостаточно провокативно.
Но случилось чудо. Сначала часть денег нам просто так дал друг Леши Чупова, а потом мы нашли чудесных продюсеров — Бакура Бакурадзе, Юлию Мишкинене и Александра Плотникова, которые поверили в нашу историю.
Мне кажется, что самая страшная ошибка, которую может допустить режиссер, это ошибиться с героем. Потому что исполнитель главной роли — это 50% твоего фильма, твой партнер и вообще то, на что ты опираешься при съемках. Поэтому все кастинги я провожу очень долго и мучительно.
О предчувствии нового кино
В Москве просто кинематографический бум. Открылось много киношкол, где преподают молодые режиссеры, продюсеры и сценаристы. И это уже дало свои результаты. Например, в этом году в конкурс Каннского кинофестиваля попали сразу три короткометражки начинающих режиссеров, что считается очень круто.
Новая волна европейского кино в стиле Дарденнов уже как бы изжила себя. Хотя она подарила нам прекрасных румынских, венгерских режиссеров и вообще открыла нам Восточную Европу.
Но сейчас появился какой-то новый запрос, он еще не оформился, но все пытаются его почувствовать. Современный кинематограф, мне кажется, сейчас находится на пороге чего-то нового.
Антон Кокин, ИА «Иркутск онлайн»
А мне понравился - интересный этот фильм её. Пусть цветут все цветы!
Кому не нравится - не смотрите.