Петр Ловыгин, известный блогер, путешественник и фотограф, рассказал иркутянам о незабываемом путешествии по Индии. В первой части путешественник рассказал о посещении таких городов, как Дели, Варанаси, Бодхгайя, Калькутта. Во второй части своего рассказа турист повествует о еще пяти городах, в которых он побывал.
Пури
— Думали, что едем на курорт, а оказалось все не так. Пляжные зоны очень замусорены, и отходы все ближе и ближе подбираются к бенгальскому заливу. Плюс народ от мала до велика свои естественные надобности, извините, справляет прямо на берегу с видом на морской горизонт. Получается этакая вереница голых задов на побережье. Все в этот момент, опять же, увидев белого человека, начинают здороваться и кричать приветственные фразы на английском. Хорошо, что хоть руки не протягивают. Так что здесь нет никакой романтики в прогулках по пляжу, особенно вечером, так как есть риск во что-нибудь неприятное наступить.
Дети странные, при виде нас начинали задирать одежду и зачем-то показывать свои гениталии. Пляж замусорен не только простым мусором. Прямо возле берега могут валяться дохлые животные. Дай детям рупий сто, так они этих мертвых собак возьмут на руки, обнимут и сфотографируются. На фоне всей этой прекрасной картины продается улов, соседствующий со всеми «прелестями» и продающийся тут же на берегу. И это, в общем-то, никого не пугает. Но позже мы разведали, что есть, конечно, островки и почище.
Сам город Пури — это такой всемирный центр кришнаитства. Здесь находится самый главный храм Кришны. Все индийцы в большом количестве вокруг этого храма обривают себе головы. Темнокожие индусы особенно становятся похожи на афроамериканцев, это выглядит так, как будто вся сборная Камеруна собралась в Индии.
Понять страну можно через ее железные дороги, потому что это один из основополагающих факторов. Например, чистоплотность Европы можно понять через ее поезда. Или, наоборот, не совсем чистоту России, проехав плацкартом, к примеру, от Иркутска до Владивостока.
Индийские поезда пунктуальностью не отличаются, могут опоздать на 4—5 часов, и это абсолютно нормальное явление, никто никуда не торопится, никто особо не волнуется. Индийцы в самых скандальных позах из камасутры занимают все половое пространство вокзала. На перроне может пастись корова. Структура вагонов, в принципе, похожа на нашу, только у них 3 полки по высоте, а не 2, как у нас. Мы ездили всегда средним классом, белье там никто не выдает. Купить билет всегда сложно, потому что их просто нет, тебя помещают в какие-то списки ожидания.
Известный своими чудесами гуру Сати Саи Баба умер в апреле прошлого года. Мне удалось увидеть его живьем. Через некоторое время по законам реинкарнации должен родиться новый Саи, уже расклеены фотороботы, скоро в Индии начнут его искать. Саи Баба выезжал к народу каждый день в пять часов вечера, потом его уже старенького возили на кресло-каталке. Где-то на час он представал перед публикой, на каждый такой его выход собиралось несколько тысяч человек. Люди верили и верят в исцеления и прочие чудеса.
Мудурай
Город религиозный, с большим количеством брахманов, странствующих людей, они приходят к храму Минарши, у которого очень красивая скульптурная отделка.
— В этом городе я как раз познакомился с индийским фотошопом, увидев местные творения. Хозяин одного фотоателье спросил, нет ли у меня на флеш-карте фотографий из России, я сразу понял, зачем они ему. На его творениях клиенты почему-то стоят в летних одеждах на фоне зимнего Кремля, при этом отсутствуют какие-либо тени и видно полное несоблюдение пропорций человека и здания. Также индийцы любят заказывать фотографии себя на фоне дорогих иномарок, которыми они, в принципе, не обладают, и вряд ли будут обладать при тамошнем-то уровне жизни.
Также коряво, как и фотографии в фотошопе, сделаны афиши на улицах. Это удивило. Все что у нас заклеено бездушными глянцевыми плакатами, у них все это сделано вручную красками. Вот такой вот творческий город.
Где вы жили на протяжении своего путешествия?
— В основном жили в гостиницах, конечно. Например, номер в гостинице в Дели обошелся нам в 220—250 рублей на двоих, причем внутри есть все необходимое. Разные, конечно, условия были. Например, в Гоа у нас за сливным бачком жили огромные тараканы, там усы только сантиметров 15. Мы их не трогали, а они нас. Через какое-то время к ним уже привыкаешь.
Правда, что в Индии очень много людей?
— Миф о перенаселении Индии — вовсе не миф. У нас столько народу не собирается, как у них в простой будний день. Можете себе представить.
Штат Гоа
— Я не особый любитель пляжного отдыха, но даже я в Гоа завис недели на две, потому что действительно очень хорошее побережье, приятное море.
Местные газеты позабавили. Если у кого-то день рождения, например, у некого мистера Раджа, то его изображения с какой-то ужасной бандитской физиономией занимают 3—4 полосы газеты, а на последней какая-нибудь новость спорта и все. Весь номер, можно сказать, посвящен мистеру Раджу.
Где бы мы ни были в Индии, для жителей белый человек с фотоаппаратом — это очень круто. А человек с ноутбуком — это тоже что-то из разряда фантастики для них. Когда я работал с фотографиями, индийцы за манипуляциями фотошопа следили просто с безумными глазами, постоянно ища бесконечно двигающуюся мышку на экране. Потом начали приносить свои фотографии и просили смонтировать их. В один из дней они притащили мне dvd-диск и попросили поставить им вечером фильм. Но, поскольку они с ноутбуком не на «ты», не на «вы» и даже с поклонами к нему, мне пришлось остаться вместе с ними и смотреть фильм годов 60-х в стиле Зиты и Гиты, но для них это был праздник. Где-то после пятой минуты они уже начали подпевать и подтанцовывать всем песням из фильма.
Бомбей
— Когда мы приехали в Бомбей, ныне называемым Мумбаи, мы в столице Болливуда не могли не увидеть настоящий индийский кинематограф. Мы выбрали специально самый классический, раритетный кинотеатр.
У индийцев поход в кино вообще целое мероприятие. Для них это больше, чем искусство. Когда мы зашли в кинотеатр, поток людей с завершившегося сеанса шел минут 20, наверное. У них огромнейшие залы, в начале каждого сеанса звучит гимн, в середине антракт, то есть фильмы даже монтируются с учетом того, чтобы в середине можно было сделать перерыв. Мы смотрели фильм где-то 2009 года выпуска, и даже у меня, не очень эмоционального человека, закипали слезы, причем я половину не понимал. Все это произвело, конечно, сильное впечатление.
Здесь в Бомбее мы познакомились с праздником Холи, когда отмечается приход весны. Все население от мала до велика высыпает на улицы и начинает кидать друг в друга красящими порошками. Всем абсолютно все равно на загрязнение чего-либо, в том числе моей фотокамеры. Лучше добровольно сдаться и окраситься в различные безумные цвета зеленых, желтых и других оттенков. Чем беднее трущоба, тем обычно ярче этот праздник. Кажется, будто это все смотр самодеятельности: кто-то залез в костер и жует там какие-нибудь электрические лампочки, кто-то крутит кошкой над головой, к тебе обязательно кто-нибудь подбежит и будет тянуть в очередной танец, крича «дэнс-дэнс!». Безумство у них не проходит с возрастом, даже старики в этот праздник ходят все разноцветные и веселятся.
Амритсар
— Это уже самый-самый север, за углом начинается граница с Пакистаном, которая торжественно закрывается каждый вечер. Здесь находится столица штаба Пенджаб, где в большинстве своем живут сикхи. Сикхи — это такие добрые ребята, которые по своим религиозным канонам не стригут бород и не стригут волос, которые убирают в тюрбаны. Они обязаны носить с собой расческу каждый день и кинжальчик. Мне всегда хотелось залезть рукой в эти белоснежные бороды, и такое чувство, что оттуда можно достать игрушки, подарки какие-то. Сикхи совершают главное паломничество к Золотому храму, где постоянно ныряют в какой-то водоем. Опять же любят фотографироваться и обижаются, если этого не сделаешь, при этом позируют в совершенно нелепых позах. После этого просят переслать им фотографии, дают свою визитку, на которой никакого «емэйла»-то и нет, а есть надпись: «Мамушхумар, купец» и все. И они считают, что вот этого вообще достаточно, чтобы фотографии дошли до них.
Ришикеш
— Более спокойный и умиротворенный город. Город огромного количества обезьян. На самом деле это все стереотип, что в Индии много слонов. Я за 4 месяца видел их всего два раза, а вот коров реально много везде. Обезьяны, на самом деле, очень агрессивные. Если ты идешь с какой-то едой, то они могут напасть и выхватить ее у тебя. Лучше не спорить с этими «милыми» обезьянками, а отдать все сразу.
Город Ришикеш прославился тем, что именно отсюда начали свое хождение в индийскую мифологию Beatles, именно здесь они познакомились с нужным им гуру и подсели на индийскую музыку. Можно считать, что из Ришикеша индийская культура пошла на запад. Как раз в этом городе, где течет чистая и достаточно холодная река Ганг, я не мог упустить возможности искупаться в ее водах.
Индия прошла у меня таким странным путем, от первоначального раздражения, от матов на жизненный уклад индийцев до влюбленности в страну. Я много где бывал, но на данный момент эта страна является для меня самой яркой, самой любимой, несмотря на различные перипетии, безумства и дикости. Это, безусловно, страна на любителя, кого-то она будет всегда отторгать, кто-то привлекать, а кто-то, возможно, полюбит ее, как я.
Я очень доволен, что я нашел эту страну, что она появилась на моем пути.
Дарья Карпова, IRK.ru
отличные фото! отличный текст! почитала с удовольствием..