Монголия – удивительная страна, и я хочу рассказать вам о своей второй поездке сюда в августе 2009 года. Поделюсь впечатлениями и полезными советами, может кто-то решится отправиться в свое увлекательное путешествие.
В Монголию мы ездили вдвоем с женой Еленой. Визу сделали самостоятельно в консульстве Иркутска. Правда, приглашение прислал мой монгольский друг. На подготовку «отпускной» программы ушло около месяца.
2 августа
Вот и настал долгожданный отпуск. Выезд из Иркутска запланировали на воскресенье, а не субботу: по информации с различных сайтов, переход Кяхта – Алтан-Булак не работал в выходные и праздничные дни. На деле оказалось наоборот, и мы потеряли день отпуска. КПП открыт 7 дней в неделю с 9 до 18 часов.
Итак, мы выехали из города в 9:27. В планах была часовая остановка в Улан-Удэ, с заездом в армейскую часть, где служил родственник. Дорога до Улан-Удэ очень выматывает, чего только стоят «тещины языки» на отрезке Иркутск – Байкальск.
Ехали не спеша, около 90 км/ч, поскольку накануне в бак нашей «Пули» (так я называю наш автомобиль Nissan Pulsar Serie SRV) залили 92 бензин, как оказалось, ужасного качества, и у автомобиля застучали пальцы.
В пути сделали две остановки: купили ягоды в Байкальске и обедали. Около 17:30, преодолев в таком темпе 453 километра, мы въехали в Улан-Удэ. В городе долго искали Сосновый Бор, где на службе находился родственник. В итоге в сторону Кяхты выехали около восьми вечера.
Стоит отметить, что дорога до Гусиноозерска хорошего качества, а залитый в Улан-Удэ 95 бензин сделал свое дело, и машина пошла на поправку После Гусиноозерска дорога начала петлять между сопками, а подъемы сменялись спусками. Когда стемнело, казалось, что небо лежит на этих сопках всем своим весом.
В Кяхту мы приехали в двенадцатом часу. На спидометре было 760 километров от Иркутска, но это с учетом наших блужданий по Улан-Удэ и поездки в Сосновый Бор. На границе уже выстроилась очередь, в основном были монгольские микроавтобусы и грузовики. Мы заняли очередь за испанцами, которые на своем Renault ехали на «Ралли Монголии — 2009», которое нам удалось посмотреть, находясь в стране. Ночевали в машине, поскольку гостиница оказалась «оккупированной» монголами.
3 августа
Утро было прохладным, но это не помешало начать день с хорошего настроения: после того, как привели себя в порядок, перекусили сухпайком и прогулялись до соседней церкви.
Ровно в 9 часов границу открыли, и все машины, стоявшие в 3 ряда, устремились в одни ворота. Запускали по 5-7 машин. Мы смогли заехать в третьем потоке, через полтора часа прошли российскую границу. А вот на монгольском переходе пришлось походить от окна к окну по несколько раз. Но перед этим мы проехали по какой-то лужице, которая должна была очистить колеса нашего авто от «вредных российских» бактерий. Также с нас содрали 50 рублей, якобы за медицинский осмотр водителя, а точнее за то, что водитель, то есть я, в каком-то листочке, полностью на монгольском, как я смог догадаться, напротив названий болезни поставил крестики в графе «Нет» — «Угуй».
После всей бюрократической волокиты, по непонятным для нас причинам, испанцев заставили оставить машину на границе, а нас пропустили. Возле шлагбаума с нас взяли еще 250 рублей. Если честно, я так и не понял за что, но предполагаю, что это был транспортный налог.
За воротами пропускного пункта, но тоже на огороженной территории, монгольский сотрудник жестами предложил нам проследовать к будке. Там оформили страховку за 700 рублей и только тогда выпустили «в свободное плавание». Итак, на переходе мы в общей сложности заплатили 1000 рублей и потратили почти 2 часа времени. На границе мы перевели время на час вперед, поскольку оно отличалось от иркутского. Около перехода нам предлагали обменять рубли на тугрики, но мы не стали торопиться, тем более на переходе дали сдачу около 10 000 тугриков.
Сразу скажу, что дороги в Монголии платные — 500–800 тугриков, а также въезд в город стоит денег. Например, въезд в Дархан — 1000, в Улан-Батор — 500 тугриков.
По пути в Сухэ-Батор мы подвезли местного жителя, заодно он показал нам нужную дорогу. Пообедали в местном кафе «Цайны газар», внешний вид которого не внушал особого доверия, но желудок говорил, что нужно что-то съесть. Хозяин увидел наше авто с российскими номерами, по-русски спросил: «Вы русские?». Получив утвердительный ответ, предложил выпить монгольского чая с молоком и перекусить. Из названий было только понятно «Буузы» и «Цай», но хотелось чего-то другого. Поэтому попросили перевести меню, которое было написано на ученической доске. Мы выбрали суп-лапшу из баранины и по паре бууз. Для тех, кто не знает, что такое буузы, то вкратце поясню, это такие же позы или манты, но только из рубленого мяса и в основном из баранины. Суп сварили при нас, точнее, в готовый бульон добавили куски вареной баранины и домашнюю лапшу. Через 10 минут, обжигаясь, мы ели горячий суп. Кто пробовал хоть раз баранину, тот поймет, почему мы старались не дать ему остыть
После обеда мы продолжили путь до Дархана. Рядом на холме находится статуя Будды. Мы не могли проехать мимо. На выезде из города стоит памятник металлургам – огромный человек в каске, сделан из различных металлических конструкций: вентиляторов, рам велосипедов, электродвигателей и прочего.
В Улан-Батор мы въехали в шесть вечера. Спидометр показывал 1090 километров от Иркутска. У нас была карта Улан-Батора, и из прошлой своей поездки я помнил центральную часть и улицу Сеул – Seoul street, на которой находится Chinggis Guest House. Стоимость ночевки — 10-15 долларов с человека. На той квартире, которая находится за Драматическим театром, есть и телефон, и интернет, а квартира около российского посольства данных средств связи не имеет. Для тех, кто захочет там остановиться, даю адрес: D 67, E 5, BL 33, Seoul str., Phone: 976-992-71-843, 976-11-325-941. Адрес для водителей такси на монгольском: «Драмын театрын ард. 33-р байр, 6-р орц, 67 тоот».
Квартиру мы нашли не сразу, местные жители, посмотрев нашу карту, все равно не смогли нам помочь. Однако, проехав пару километров по проспекту Мира, мы въехали в центральную часть города и нашли нужный нам дом.
Мы заранее бронировали семейную комнату, о чем и сообщили работнице гостиницы. Пока мы ждали хозяйку дома – Сайхну, выпили кофе и пообщались с ее сыном. Оказывается, он помнил меня еще с 2007 года, я же, к сожалению, не вспомнил его имени.
По возвращении хозяйки нас поселили в другую квартиру, сославшись на то, что имеющаяся будет нам тесной. Поскольку нам не принципиально, где жить, мы согласились. В комнате находились двуспальная кровать, угловой диван, книжный шкаф и даже кровать для ребенка. Здесь отсутствовали телефон и интернет, но Сайхна дала нам свою вторую сим-карту во временное пользование. Телевизор мы так ни разу и не включили
Оставив Лену в комнате, мы с Сайхной поехали менять деньги и ставить машину на стоянку. И вот тут я ощутил на себе все «прелести» особенностей вождения в монгольской столице. Один из местных «чудил» на повороте, вместо того чтобы повернуть, как он указывал поворотником, решил развернуться перед носом моего авто, когда я был уверен, что он выполняет именно поворот и также начал движение. Все обошлось, но в дальнейшем на перекрестках, выезжая со второстепенных дорог, высовывался в окно и рукой показывал, чтобы остановились и пропустили меня. Именно так поступают большинство местных водителей.
Итак, поставив машину на стоянку и заплатив 3000 тугриков за двое суток, я вернулся в наше пристанище. Приняв душ и выпив чая, мы отправились на первую экскурсию по Улан-Батору.
С 2007 года столица Монголии очень изменилась, и уже в центре города виднелись стеклянные высотки. Сделав свои первые фотографии на площади Сухэ-Батора, мы отравились ужинать в ресторанчик, который находится на проспекте Мира, напротив Российского консульства, около подземного перехода. Название я, к сожалению, не запомнил, но знаю, что там было слово pizza. Было очень вкусно и недорого. Там можно попробовать различные коктейли и разливное пиво «Золотой Чингис». На этом наш первый день в Монголии закончился.
Ален Лагута, IRK.ru
Фото автора
Курс 22-25 тугриков за рубль. Посидеть в крутом ресторане, съесть хорхог - огромная порция из конины, баранины, говядины суперкачества, все это на картошке с болг перцем и луком, те в свю очередь на горячих камнях и все это в деревянной кадушке. Хуушуры - бесподобные чебуреки из рубленного мяса 2…