Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дела земельные

На днях Иркутскую область с рабочей поездкой посетил депутат Госдумы РФ, представитель федерального Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ Владимир Гутенев. Целью визита парламентария стала оценка состояния лесного фонда региона и изучение мер по общественному контролю соблюдения водного и лесного кодексов, в частности по пресечению незаконных вырубок. Увиденное удивило федерального депутата.

Пилорама в садоводстве

Первая точка — незаконная пилорама, которая действует на земле, официально выделенной под садоводческое некоммерческое товарищество «Отрадное» по дороге на Мельничную падь. Об этом нелегальном объекте общественники трезвонят уже несколько месяцев в правоохранительные и надзорные органы, но предприятие продолжает работать до сих пор. Дело формально пытались обставить законными методами: собственники СНТ «Отрадное» заключили договор об аренде с неким ИП Быргазов, который и разместил здесь лесозаготовительное предприятие.

Участники рейда беспрепятственно попадают на территорию лесопилки, отделенной от дороги небольшим забором: ворота оказались не заперты. Внутри — следы бурной деятельности: у самого забора свалены груды досок, рядом пристроен домик для рабочих, а чуть ниже — производственная лента для обработки бревен под навесом. По словам местных жителей, ранее оборудование незаконно размещали в близлежащем СНТ «Жарки», а затем техника перекочевала на данный участок.

— В настоящее время природоохранной прокуратурой предъявлен иск о расторжении соглашения между ИП Быргазов и СНТ «Отрадное» и освобождении самовольно занятого участка, поскольку это земли сельхозназначения и это их нецелевое использование.. Пункт отгрузки древесины также не зарегистрирован, — отметил представитель Западно-байкальской прокуратуры Виталий Молоков.

— А в связи с тем, что на землях сельхозназначения нельзя размещать пилораму, несмотря на некие договорные отношения, можно ли как-то изъять этот участок у собственника? — обращается к природоохранному прокурору руководитель рабочей группы иркутского ОНФ по проблемам леса Сергей Апанович.

— Именно изъять, я думаю, невозможно. Поскольку есть процедура, позволяющая изъять земли сельхозназначения, которые не используются в течение трех лет. В этом случае возможно обязать использовать участок по целевому назначению. Если будет судебное решение, то силами судебных приставов в принудительном порядке участок будет освобождаться, — поясняет Виталий Молоков.

— А если собственник переедет на соседний участок и там поставит пилораму? А пока там будет судебное разбирательство, он переедет обратно. Это очень странный процесс, и наверняка здесь не обходится без интереса районных властей, — выразил мнение Владимир Гутенев.

Участвующая в рейде известная районная общественная активистка Юлия Карельченко обратила внимание комиссии на еще одну схему возможных земельных махинаций в Иркутском районе. Земли под ведение огородничества по закону выделяются на основании очередности. В Иркутском районе же, по мнению общественников, порой нарушается это требование. А также практикуется схема, по которой группа учредителей (как минимум три человека) получают земельные участки в безвозмездное бессрочное пользование при сомнительных обстоятельствах.

Участники рейда с Владимиром Гутеневым
Работники пилорамы сбежали перед приездом комиссии
Неизвестно, откуда поставляется сырье для лесопилки

Участники рейда с Владимиром Гутеневым

Работники пилорамы сбежали перед приездом комиссии

Неизвестно, откуда поставляется сырье для лесопилки

— У нас далее этого садоводства еще восемь участков, где земли нарезаны, закреплены за кем-то, но они стоят пустые и в дальнейшем не распродаются, — поясняет активистка. — А вырубки там произведены. Где они берут лес? На территории этих садоводств и вырубают. Вот вам и пилорама для этого.

На самой площадке мы не застали ни единого работника. Бытовка, где обитают рабочие, оказалась пуста. У лесопилки — брошенные штабеля леса, пара тракторов и сам деревообрабатывающий комплекс под капитальным навесом. Юлия Карельченко утверждает, что кто-то предупредил работяг о приезде комиссии, и гастарбайтеры предусмотрительно разбежались.

Чуть дальше по разбитой лесной дороге нам попадаются въезды, проторенные вглубь зеленого массива, местами перекопанные для ограничения проезда. Общественники утверждают, что в чаще велись незаконные вырубки, откуда лес поступал на ранее осмотренную лесопилку. Нелегальные лесозаготовки в этом районе могли вестись в том числе под видом санкционированных санитарных рубок, целесообразность которых активисты ставят под сомнение.

— Там есть замаскированные дороги, в том числе зимник. И как раз с этих делян зимник выходит на «Отрадное». Там не такой большой объезд, по которому вывозили лес. Мы сюда выезжали 21 мая и ждали следственную группу, которая так и не приехала. Был представитель ОБЭП, который визуально зафиксировал ситуацию, и все. Но размер ущерба здесь до сих пор не выявлен, — сетует Юлия Карельченко.

Участвовавший в рейде старший инспектор участка Иркутского лесничества Сергей Щипцов отмечает, что с «черными лесорубами» бороться все сложнее. Кадров не хватает, да и мало желающих мотаться сутками по лесам за мизерную зарплату. А площадь подведомственной территории несообразна количеству работников лесной охраны.

— На данной площади, 264 тысячи гектаров, фактически работу осуществляют семь госинспекторов и двенадцать мастеров леса, — поясняет инспектор. — А еще три-четыре единицы техники на лесничество. При этом у мастеров леса практически нет полномочий. Ни составлять протокол, ни задерживать они не имеют права — это в ведении госинспекторов.

Старший инспектор участка Иркутского лесничества Сергей Щипцов
Пилорама

Старший инспектор участка Иркутского лесничества Сергей Щипцов

Пилорама

Специалист признает, что недавно появившиеся в иркутских лесах два полицейских межведомственных лесных патруля, о деятельности которых мы уже писали, сейчас очень помогают в поимке «черных лесорубов». В прошлом году такой подмоги у лесничих не было. В этом сезоне выросло количество задержаний незаконных заготовщиков древесины в Иркутском районе. Участники одной из таких пойманных бригад признались в 70 фактах незаконных вырубок.

Непростые «огородники»

На обратном пути нас приглашают заехать в поселок Мельничная падь. Сразу за въездом в поселение спускаемся к побережью. Здесь еще четыре года назад ряд собственников прибрежных участков отгородились от внешнего мира железными заборами несмотря на строжайший запрет по Водному кодексу РФ огораживать прибрежную зону. Тем более возводить капитальные строения в 200 метрах от воды на данной территории, относящейся ко второму поясу водоохранной зоны Ершовского водозабора.

Воистину, это наглядная демонстрация, что не всем в нашей стране писаны законы. Земли, о которых идет речь, за последние годы обустроены очень основательно: добротный двухэтажный дом в красивой каменной окантовке. Хозяева земли обзавелись и собственной пристанью — капитальной, бетонной. Все это великолепие обрамляет ажурный кованный забор. За ним виднеется беседка, небольшое футбольное поле и даже детский домик на дереве. И это при том, что по документам земля здесь выделена под ведение огородничества. Никаких капитальных строений здесь не должно быть и в помине.

Этот участок принадлежит бывшему главному лесничему Иркутского лесхоза
Жителей Мельничной Пади лишили доступа к побережью
Капитальные объекты возведены в водоохранной зоне Ершовского водозабора

Этот участок принадлежит бывшему главному лесничему Иркутского лесхоза

Жителей Мельничной Пади лишили доступа к побережью

Капитальные объекты возведены в водоохранной зоне Ершовского водозабора

При этом раньше забор охватывал большую территорию — так, что в «частную зону» попала даже опора линии электропередач. После претензий энергетиков собственник соблаговолил передвинуть свою кованную ограду. Но незаконное отсечение побережья под частное владение до сих пор не ликвидировано.

— Участок этот предоставлен бесплатно под личное подсобное хозяйство бывшему главному лесничему Иркутского лесхоза Егору Хрустнову, — подчеркивает Юлия Карельченко.

Еще круче выглядит соседний участок — здесь землю ограждает высокий забор без каких-либо изысков, но который частично даже уходит в воду, чтобы исключить малейшую попытку вторгнуться в личные владения неизвестного «большого человека». Разглядеть там почти ничего не удается, но здесь также отчетливо выступает в воду большой капитальный причал и искусственная пристань на сваях, выдающаяся на пару метров от побережья.

Очевидно, что данные нарушители чувствуют собственную безнаказанность и неуязвимость от каких-либо надзорных органов, иначе не объяснишь. Другой вопрос — на чем основана эта уверенность? Кто покрывает экс-чиновника и дает ему право без всяких последствий захватывать кусок ценного побережья? Такое смелое и вольготное нарушение водного и земельного законодательства просто так не происходит.

Криминальный район

Последующее после рейда заседание рабочей группы по проблемам лесной отрасли, организованное иркутским ОНФ, вышло довольно живым и занимательным. Несмотря на общеобластной охват озвученной темы, практически сразу участники встречи сузили тему до Иркутского района.

Прокурор Иркутского района Вячеслав Бабенко назвал подведомственный ему муниципалитет лидером по объемам нелегальных вырубок леса в регионе. Как пояснил прокурор, с начала года по фактам незаконных вырубок на территории района возбуждено 247 уголовных дел.

— Так исторически сложилось, что Иркутский район окружает областной центр, — отметил Вячеслав Бабенко. — Соответственно, все ближайшие пункты приема древесины находятся как в Иркутске, так и в районе. Это позволяет «черным лесорубам» сократить до минимума расходы на транспортировку, что очень важно в этом бизнесе.

В окрестностях Мельничной пади
В окрестностях Мельничной пади

По данным областного ГУ МВД, с начала 2015 года в Иркутском районе задержаны 985 «черных лесорубов», обезврежено восемь преступных групп, из них 54 человека арестованы на период следствия. По району изъяты 57 бензопил и почти 100 единиц техники, также арестовано почти 1,8 тысячи кубометров древесины. Всего по области полицейские изъяли 438 бензопил, 12 тысяч кубометров заготовленного леса и 546 единиц техники.

За последние месяцы на территории района полицейские провели 238 рейдов по выявлению незаконной заготовки древесины. Из недавних арестов — задержание группы из пяти «черных лесорубов» в лесах Хомутовского муниципального образования. Из этой группы трое оказались гражданами Средней Азии. У одного из задержанных изъяли боевой пистолет системы «наган», что в принципе стало полной неожиданностью для оперативников.

То, что лесные нелегалы чувствуют себя вольготно в Иркутском районе, говорит и тот факт, что криминальные элементы нападают на общественных активистов, борющихся с незаконными лесозаготовками. Так, активист иркутского ОНФ Виктор Мараев рассказал о недавнем нападении на группу проверяющих в Плишкинском лесу. Общественника, выражавшего претензии по поводу незаконной лесозаготовки, публично ударил организатор этих самых вырубок. Бандитов совсем не смутило присутствие полицейского на площадке.

— Когда мы непосредственно в лесах Плишкино обнаружили эти КАМАЗы, груженные лесом, а сотрудник полиции не мог ничего поделать, приехал организатор этих незаконных вырубок, так называемый Антончик, со своей братией в человек пятнадцать, — рассказывает пострадавший. — А нас всего было три человека: представитель казачьего войска, я и сотрудник полиции. Нас окружили, сказали: «Ребята, стойте, не дергайтесь, пока мы свое дело сделаем». Так эти КАМАЗы и ушли беспрепятственно.

В этом плане немало вопросов у экспертов и общественников возникло по позиции муниципальных властей Иркутского района. На заседании рабочей группы ОНФ состоялся занимательный спор между Вячеславом Бабенко и начальником земельного отдела администрации Марковского МО Натальей Бублик.

Началось все с того, что в широком кругу экспертов и общественности чиновница принялась объяснять ситуацию с появлением и беспрепятственным функционированием пилорамы в СНТ «Отрадное». Трудности при земельном контроле чиновница связала с недостаточными полномочиями по проверке юрлиц и слабой поддержкой прокуратуры при осуществлении этих надзорных мероприятий.

Лесозаготовительное предприятие работает под вывеской садоводства
Лесозаготовительное предприятие работает под вывеской садоводства

— Скажите, какие-то отрицательные решения от прокуратуры были по вашим обращениям и вообще были ли таковые обращения? Потому что реально я не помню ни одного обращения от Марковского муниципального образования о даче разрешения на проверку того или иного юридического лица, — поинтересовался Вячеслав Бабенко.

— Было одно обращение по проведению проверки одного ИП в рамках муниципального земельного контроля. И нам прокуратура написала требование, что мы нарушили права данного ИП, — парировала Наталья Бублик.

— Но если вы нарушили закон и неправильно оформили документы, то это, наверное, ваша вина. Но никаких запретов на проверки от нас в ваш адрес точно не поступало. Скорее наоборот, это мы вас подталкиваем к тому, чтобы работать активнее. Потому что, на самом деле, от вас нет исковых заявлений. Если прокуратура кому-то иск предъявила, вас этот вопрос не интересовал, — отметил Бабенко.

— Мы составляем график муниципального земельного контроля по которому проводим контроль в отношении юридических лиц. А СНТ «Отрадное» в этот перечень не было включено, — пыталась оправдаться чиновница.

— То есть вы не знаете, что на самом деле происходит на вашей территории? — удивился прокурор. — Я сейчас не буду приводить количество исков и судебных решений по тем нарушениям, которые происходят на вашей территории, но поверьте — их достаточно много. У администрации здесь пассивная позиция. У нас, например, только за последний год по прокуратуре Иркутского района шесть исковых заявлению по закрытию пунктов отгрузки древесины.

Владимир Гутенев, в свою очередь, отметил, что без общественной поддержки сдвинуть проблему земельных нарушений и незаконных вырубок было бы очень трудно. В этом плане Иркутская область заметно выделяется на фоне многих других регионов: у нас, к счастью, есть кому постоять за лесные массивы.

По итогам визита в Иркутскую область Владимир Гутенев, сделает ряд депутатских запросов по озвученным жалобам, в том числе в Генпрокуратуру. А также, возможно, оформит ряд законодательных инициатив, в частности по возможности изъятия лесозаготовительной техники, которой пользуются черные лесорубы, но принадлежащей третьим лицам. Сейчас ситуация такова, что это оборудование по закону приходится отдавать собственникам, которые утверждают, что якобы не знали о применении своих машин в преступных целях. Но практика показывает, что в итоге большинство возвращенной техники в итоге вновь появляется в лесах.

В то же время Гутенев напомнил общественности о праве губернатора региона в выражении недоверия тем или иным главам муниципалитетов за некачественное исполнение своих обязанностей. Парламентарий убежден, что в поддержании существующего бардака на территории Иркутского района есть роль администрации муниципалитета. Теперь важно понять, чем это объясняется: злым умыслом или, что еще хуже, некомпетентностью и ошибками в управлении?

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • Счастливый Конец 19 сентября 2015 в 22:29

    "Не надо вновь вашей фальши, множащей сирот и вдов, ? пары слов, как пары в кровь сбитых кулаков. Дурят рабов, делят улов, схемы их просты, Несут ненастья масти, занявшие во власти посты, Сразу газует назад, схватив правленья бразды, Не давая кострам остыть, дотла сжигая мосты. Это не…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля