Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Джаз и кино

2548 просмотров

Совем недавно в Лос-Анджелесе прошла торжественная церемония вручения премии Оскар. Киноакадемия признала лучшим фильмом немую черно-белую ленту «Артист». Как мне кажется, это прекрасный повод, чтобы рассказать о джазе в кино.

Джаз и кино, казалось бы, лежащее на поверхности, очевидное сочетание. Но что там, под поверхностью? Есть ли внутренняя связь, более глубокая, чем та, которую демонстрирует обойма фильмов, построенных на биографическом материале музыкантов, или композиторские удачи в киномузыке, ставшие основой репертуара джазовых артистов? Появившись на свет как отражение ритмического начала, нового ощущения мира, джаз, берущий из европейской и мировой музыкальной технологии все необходимое, рассказывает свои сиюминутные истории так же, как и кинематограф.

Давайте на мгновение перенесемся в Лондон. На первый взгляд не самое типичное для джаза место. Однако, именно там в 1981 году была издана уникальная, на мой взгляд, книга- справочник «Джаз в кино»,которая упоминает… 3724 фильма(!), в которых звучит джаз. Это игровые ленты и короткометражки, документальные и мультипликационные, телевизионные и научно-популярные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с момента издания справочника двух с лишним десятков лет количество такой продукции значительно увеличилось. Сразу вспоминается знаменитая Белоснежка из одноименного голивудского мультфильма, исполняющая голосом блистательной Джуди Гарланд нежнейшую балладу «Над радугой»,которая сейчас занимает достойное место среди «золотых» джазовых стандартов.

Джаз и кино … Они появились на свет примерно в одно и то же время, так что мы вполне можем считать их ровесниками. Правда, первый киносеанс братья Люмьер провели в 1895 году, в то время как точкой отсчета джазовой хронологии принято считать 1917-й, когда «Original Dixieland Jazz Band» записал первую джазовую пластинку. Кстати, тогда слово jazz писалось по-другому - jass. Очень емко и образно сказал в одном своем известном произведении знаменитый американский писатель того времени Ф. Скотт Фицджеральд, которое, кстати, так и называется «Отзвуки века джаза»: «Весь Век Джаза дело в кино не шло дальше миссис Джинне, что вполне соответствовало присущей кино грубости и пошлятине. Это, конечно, объяснялось не только спецификой кино, но и строгостями цензуры. А Век Джаза, изобретя свой собственный мотор, уже катил на полной скорости по широкой дороге, притормаживая лишь на больших заправочных станциях, где ключом били деньги…». Эти слова как нельзя более кстати отражают настроения, которые бродили в умах передовых слоев населения того непростого времени. У раннего кино, как и раннего джаза, есть одна общая биографическая черта: эстеты того времени не усмотрели в них художественного потенциала и дружно причислили как кино, так и джаз к низкому жанру искусства.

А теперь представим себя зрителем в американском кинотеатре начала 20 века. Гаснет свет, и мы слышим монотонный звук кинопроектора, который, конечно, является не самым приятным сопровождением событий, происходящих на экране. Поэтому в каждом кинотеатре стояло фортепиано, на котором, глядя на экран, играл тапер - музыкант, способный импровизировать. Кстати, задачей музыкального сопровождения была не только звуковая иллюстрация происходящего на экране. Основной причиной, вызвавшей необходимость музыкального сопровождения фильмов, являлся громко работающий кинопроектор, механический шум которого хорошо нейтрализовала музыка.

Можно сказать, что кинозалы стали кузницей мастерства большинства джазовых пианистов. Ярчайший пример - Фэтс Уоллер, который в эпоху свинга стал одним из наиболее высокооплачиваемых музыкантов, по своей популярности уступавшим разве что Луи Армстронгу. К началу двадцатых джаз уже был музыкальным символом нового века (в искусстве началом ХХ века принято считать окончание Первой мировой войны), и этот факт американские кинематографисты обойти вниманием никак не могли. Джазовым духом проникнуто большинство культовых кинолент того времени: «Jazz Monkey» (1919), «Girl With The Jazz Heart» (1920), «Children Of Jazz» (1923) и др. В последние годы «немые» фильмы снова стали актуальной темой для джазовых исполнителей, среди которых доминируют джаз-модернисты. Это и John Zorn, и Владимир Тарасов, по-новому озвучивающие киноклассику. А в 1996 году в Екатеринбурге (Россия) был проведен уникальный фестиваль «Немое кино - Живая музыка».

И все же наиболее полноценное и плодотворное сотрудничество кино и джаза началось в эпоху звуковых фильмов. Первая премьера такой ленты состоялась 6 октября 1927 года. Символично, что это был музыкальный фильм, который назывался «The Jazz Singer».

Кстати, главную роль в этой картине сыграл выходец из Прибалтики Эл Джольсон. Несколькими годами позже режиссер Дэдли Мерфи представил публике два фильма, где впервые в главных ролях были заняты знаменитые джазовые музыканты: в киноленте «St. Louis Blues» царила Бесси Смит, а в «Black And Tan» заправлял Дюк Эллингтон со своим оркестром.

Следующий пункт нашего путешествия - легендарный Голивуд .В тридцатых годах 20 столетия Голивуд становится безоговорочным лидером и центром американской кинематографии. К тому времени Америку покорил свинг, знаменосцами которого стали биг-бэнды. Таким образом, практически все популярные джазовые оркестры оставили в кино более или менее заметный след. Достаточно частым гостем на киноэкранах был оркестр Дюка Эллингтона, неоспоримую славу которому принесло участие в знаменитых игровых кинолентах «Belle Of The Nineties» (1934) и «Cabin In The Sky» (1943). В среде кинематографистов особой популярностью пользовался Бенни Гудмен, получивший титул «Король свинга». В карьере этого гениального кларнетиста и его бэнда особую роль сыграл фильм «Hollywood Hotel» (1937). И все-таки экранным символом эры свинга был оркестр Гленна Миллера. Два музыкальных фильма, в которых он снимался - «Sun Valley Serenade» (1941) и «Orchestra Vives» (1942), стали классикой жанра.

Помните знаменитую «Чатанугу Чу-ЧУ» из саунд-трека «Дорога на Чатанугу», по которой уже уверенно и смело движется джазовый поезд, унося нас с вами в увлекательное путешествие к новым пунктам назначения.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/drjazz/86/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля