Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Завод с вековой историей во Втором Иркутске: тысячи рабочих мест и развитие микрорайона

Завод с вековой историей во Втором Иркутске: тысячи рабочих мест и развитие микрорайона

Мы уже рассказывали вам о Втором Иркутске — районе, истории которого хватило бы и целому городу. За десятилетия здесь сложилась собственная инфраструктура для комфортной жизни и отдыха, а также появилось крупное градообразующее предприятие — Иркутский авиационный завод, на котором работают, на минуточку, 12 тысяч человек! О том, что в Иркутске есть авиазавод, знают все, а вот о его достижениях немногие. А ведь нам, иркутянам, есть, чем гордиться! Именно здесь, во Втором Иркутске, появились боевой истребитель поколения 4+ и пассажирский авиалайнер МС-21.

Завод с почти вековой историей

Иркутск-2, напомним, появился не из-за разрастания города и необходимости строительства на новой территории жилых домов, а после появления железнодорожной сортировочной станции. Однако по-настоящему мощный импульс к развитию район получил после запуска на его территории Авиационного завода. По сути, вокруг него и вырос целый микрорайон, который впоследствии получил название «Второй Иркутск».

Датой основания ИАЗа считается 28 марта 1932 года, когда был подписан приказ № 181 наркома тяжелой промышленности СССР Григория Орджоникидзе. Новое предприятие получило название «Иркутский авиационный завод №125».

За свою историю Иркутский авиазавод обеспечил рабочими местами тысячи людей с разными профессиями — инженеров-конструкторов, токарей, техников, программистов, монтажников, слесарей, фрезеровщиков, машинистов… Их силами за 91 год работы на заводе был создан 21 тип летательных аппаратов и произведено свыше 7 тысяч самолетов — как военных, так и пассажирских. Среди последних разработок — боевой истребитель Су-30МК и пассажирский лайнер МС-21.

Многофункциональный истребитель и пассажирский лайнер нового поколения

В 2002 году Иркутский авиазавод начал серийный выпуск двухместного ударного самолета Су-30МК (индекс МК означает «модернизированный, коммерческий» — прим. авт.) — первого в мире боевого самолета, обладающего сверхманёвренностью. Для России появление этого боевого самолета стало настоящим (очередным!) прорывом в авиастроении. Дело в том, что в СССР машин такого класса не производили: все выпускаемые в Союзе воздушные суда предназначались для решения конкретных задач — захватить, отследить или нанести удар. А Су-30МК стал первым многофункциональным истребителем-бомбардировщиком.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Его технические характеристики впечатляют: максимально достижимая высота полета — 16 300 метров, максимальная дальность полета — 3000 километров, максимальная скорость на высоте — 2125 километров час. Истребитель способен выполнять боевые задачи при любой погоде и в условиях радиоэлектронной борьбы, обладает сверхманевренностью и может обнаружить и поразить нескольких воздушных целей, включая крылатые ракеты. С 2007 по 2009 год Су-30МК поставлялись в Индию, Малайзию и Алжир, а с 2020 года ударный самолет серийно выпускается для ВКС России.

В 2012 году на Иркутском авиазаводе запустили производство пассажирского авиалайнера МС-21, который был призван заменить на российском рынке Ту-154 и Ту-204. К слову, решение о проектировании принципиально нового пассажирского самолета в АО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» приняли еще в конце 1990-х годов и даже приступили к работе — России нужен был современный лайнер, который мог бы конкурировать на рынке с боингами и эйрбасами. Однако из-за отсутствия финансирования проект закрыли, лишь спустя десятилетие началась его реализация.

МС-21 — пассажирский лайнер нового поколения вместимостью от 163 до 211 человек. Ширина его фюзеляжа составляет 4,06 метра — самый высокий показатель в классе среднемагистральных самолетов. В конструкции МС-21 использованы современные материалы: он на 30% состоит из композитов, что позволило значительно снизить массу самолета, а удлиненная конструкция крыла обеспечила лайнеру значительные преимущества в аэродинамике.

В 2014 году конструкторскую документацию по планеру МС-21 передали на Иркутский авиазавод и другие предприятия, участвующие в программе создания лайнера. И 28 апреля 2017 года первый самолет покинул сборочный цех иркутского завода, а через месяц — впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома! Продолжительность полета, который проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 километров в час, составила 30 минут. А в конце 2019 года был представлен уже четвертый опытный МС-21-300.

Фото читателя IRK.ru

Фото читателя IRK.ru

Для МС-21 были сконструированы специальные кресла, удобные для людей разных комплекций, а также для инвалидов. Здесь установлены большие иллюминаторы, которые увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат: внедрена система увлажнения воздуха с новейшими биологическими фильтрами, предусмотрены три зоны регулирования температуры.

В сентябре 2023 года народный артист России, пианист Денис Мацуев дал уникальный концерт для сотрудников завода и членов их семей, а площадкой для выступления стал самолётный ангар. К слову, Денис Мацуев уже выступал на авиазаводе в 2016 году на презентации первого летного образца МС-21:

– Тогда в этом ангаре появился первый самолет, сегодня здесь стоит уже шестой опытный экземпляр. Надеюсь, в дальнейшем их будет еще очень много и они будут самыми надежными. Ведь артисты, большая часть жизни которых состоит из гастролей и перелетов, как никто знают, насколько для пассажиров важны безопасность и комфорт.

Концерт Дениса Мацуева на авиазаводе. Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Концерт Дениса Мацуева на авиазаводе. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

И главное — опытные образцы МС-21 уже красуются в небе. В декабре прошлого года новый пассажирский лайнер в ливрее авиакомпании «Россия» доставил Деда Мороза и Снегурочку в Нижний Новгород — полет был приурочен к 100-летию гражданской авиации РФ. А нынешней весной в Ульяновске еще один опытный образец самолета поднялся в небо в новой ливрее Объединенной авиастроительной корпорации.

IRK.ru

IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Владислав 9 ноября 2023 в 14:41

    Проект МС-21 - проект столетия….
    Сто лет будет проектом…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля