Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как выглядят четыре центральных улицы Иркутска: разбитая плитка, неухоженные здания и симпатичные цветники

Как выглядят четыре центральных улицы Иркутска: разбитая плитка, неухоженные здания и симпатичные цветники

Продолжаем инспектировать общественные пространства Иркутска. На этот раз журналист прогулялась по четырем центральным улицам города. О том, что порадовало и расстроило во время прогулки по Ленина и Карла Маркса, читайте в первой части статьи.

За время существования проекта мы посетили не один городской сквер, однако иркутяне то и дело обращали наше внимание на удручающее состояние центральных улиц города: мол, и ездить далеко не надо, вся грязь, разбитая плитка — под носом. Тогда с фотографом мы решили прогуляться по улицам Ленина, Карла Маркса, Урицкого и Дзержинского и критически посмотреть на все, что там есть и что нас окружает. Примечательно, что по некоторым из этих улиц проходит «Зеленая линия» — пешеходный (рекомендованный официально!) туристический маршрут.

Улица Ленина

Прогулку мы начинаем от Тихвинского сквера на улице Ленина, который сейчас огорожен и находится на реконструкции. Напомню, сквер был назван в память о располагавшемся на его месте храме Тихвинской иконы Божией Матери, который в 1932 году советские власти закрыли и вскоре снесли.

Тротуар на одной из главных улиц города находится в очень плохом состоянии. Между тем, гранитную плитку на Ленина положили в 2011 году, и тогда городские власти заявили, что можно забыть о ремонте тротуара как минимум на сорок лет; однако, как мы видим, плитка дала, так сказать, трещину намного раньше. И если в том, что плитка ходит ходуном и проваливается, виновато качество ее укладки (ошибки при монтаже), то в том, что она расколота, — машины. Как рассказывают местные жители (да и мы увидели это сами), частенько водители оставляют свои авто прямо на тротуаре; здесь же, возле магазинов, паркуются и грузовики. Не удивительно, что даже гранитная плитка не выдержала!

Несколько недель назад на Ленина, в районе торца здания №4 по улице Сухэ-Батора, образовались провалы плитки, и до сих пор их так и не могут отремонтировать. Однако заботливые горожане (надеюсь, все-таки это были не работники дорожных служб) написали на плитке: «Не наступать» (За несколько дней до выхода материала рядом с местами провалов начались работы, предположительно, по ремонту коммуникаций). Между тем, всего в нескольких метрах от этого места находится здание городской администрации, а чуть дальше — здание областного правительства, и уж кто-то из представителей власти обязательно должен был это заметить!

Возле пешеходного перехода через дорогу на Ленина появляется «Зеленая линия», которая, согласно карте, проходит по улице до 130-го квартала. Вот только в этом году разметку не обновляли, местами линия еле видна, а местами ее просто нет. Информационный стенд возле Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева выглядит неплохо, но вот другие, которые нам попались на пути, — печально и нуждаются в обновлении.

Когда-то вдоль тротуара на Ленина было установлено кованое ограждение. Однако сейчас оно есть не везде: о его существовании напоминают лишь дыры в асфальте и сломанная после демонтажа ограждения плитка.

Подходим к остановке «Художественный музей», которая выглядит безобразно. Большую часть пространства занимают торговые павильоны, и для пешеходов остается только узкий проход, в середине которого еще и стоит столб. Возле остановочного пункта — настоящее «кладбище тактильной плитки»: на этом участке будет сложно пройти кому угодно, что уж говорить о людях с ограниченными возможностями! Кстати, там, где уложена тактильная плитка и разметкой обозначено место остановки общественного транспорта, съезда нет, а дальше, где никаких специальных указателей нет, да и вообще не сразу понятно, что именно здесь останавливаются автобусы, — съезд внезапно есть. В районе остановки вся плитка нуждается в замене: по ней не то что идти — стоять неудобно и небезопасно.

Отдельно хочется сказать об укладке тактильной плитки (или плитки Брайля) на тротуарах в городе и, в частности, на тех улицах, по которым мы сегодня прошлись, — лучше бы ее не было! Тактильная плитка должна быть на одном уровне с поверхностью тротуара, предупреждая слабовидящих людей о препятствии. Однако в большинстве случаев в Иркутске эта плитка не предупреждает об опасности, а сама являясь ее источником.

Переходим дорогу на улице Горького по пешеходному переходу, и здесь тротуар, как, впрочем, и вся территория пешеходной зоны, выглядит не просто печально, а ужасно и хаотично. Разбитая плитка, девять канализационных люков, один из которых — прямо перед съездом (а на люки, как мы знаем, наступать-то нельзя — иначе в этом случае не пройти), сломанное ограждение.

Фасад здания на перекрестке Ленина и Горького украсили картиной — идея отличная, и картина красивая, но антураж в виде черного пакета, намотанного на водосточную трубу, и раскрашенной в несколько цветов стены (видимо, таким образом пытались закрасить надписи) все портит.

Только уже отправившись на прогулку, я поняла, что мы выбрали не совсем удачный день: в районе перекрестка Ленина и Горького затеяли капитальный ремонт трамвайных путей. Дело хорошее, но из-за снятого асфальта тротуар покрылся слоем грязи, а днем над дорогой и тротуаром стоит облако пыли. Но и это не беда, одежду-то можно постирать, а вот будут ли мыть после этого здания, фасады которых теперь также в пыли?

Хотелось бы несколько слов сказать и о состоянии каменных зданий на центральных улицах: по большей части, они все нуждаются в ремонте. Обшарпанные фасады исторических памятников соседствуют с неоднозначными вывесками магазинов. Пока все обсуждают, как сохранить деревянные памятники, каменные дома с великолепной лепниной и колоннами продолжают, увы, разрушаться. С таким отношением к архитектурному наследию мы придем к тому, что однажды их проще будет снести, чем отремонтировать — что уже сейчас и происходит с деревянными памятниками. И если в крупных городах такое тоже можно увидеть (для этого достаточно свернуть с центральных улиц), то у нас подобные «красоты» находятся прямо в центре города – и именно там, где проходит «Зеленая линия». Жаль, если Иркутск потеряет исторический облик, и нашим потомкам достанется лишь поблекшая тень некогда столичного города, в котором когда-то находилась резиденция генерал-губернаторов Восточной Сибири.

Улица Карла Маркса

А мы движемся дальше: сворачиваем с Ленина на Карла Маркса и по пешеходному переходу идем на другую сторону улицы, по следам всей той же «Зеленой линии». Карла Маркса смотрится лучше: здесь нет «убитой» плитки, дыр от вырванного с корнями ограждения, да и сами здания (но не все!) выглядят более презентабельно — по крайней мере, рядом с ними тротуар не засыпан обвалившейся с фасадов штукатуркой.

До Лапина идем по асфальтированному тротуару, «Зеленую линию» на этом участке обновили, а к зданию Художественного музея вопросов нет — оно, конечно, нуждается в ремонте, но видно, что фасад обновляют и поддерживают территорию вокруг в чистоте. Дальше уже идем по тротуару, выложенному брусчаткой, и через несколько метров опять — по асфальтированной дорожке. Видимо, плитку на асфальт заменили на тех участках, где она находилась в худшем состоянии — однако отсутствие единообразия не добавляет привлекательности этой улице.

Останавливаемся возле дома №26, но не для того, чтобы полюбоваться его архитектурой. Грязный фасад здания, облупившаяся штукатурка, «убитые» водосточные трубы и крыльцо, покрытое плесенью — то, что видят не только иркутяне, но и гости нашего города. Возникает вопрос: почему городские власти не обязывают частников, которые ведут коммерческую деятельность в исторических зданиях, хотя бы содержать их в чистоте, что, собственно, было бы логичным; к сожалению, лишь единицы стараются облагородить территорию возле своего магазина или кафе.

Далее идем по гранитной плитке, переходящей опять в брусчатку. Здесь вдоль тротуара стоят деревянные клумбы с высаженными в них деревьями и цветами. И если к последним вопросов нет — цветы прекрасны, то деревья выглядят как переросшие сорняки, за которыми никто не смотрит: одни выше, другие ниже, какие-то вообще засохли. А возглавляет череду цветников кованая клумба со строительным мусором вместо земли внутри.

Проходим под деревянным навесом мимо здания, затянутого зеленой строительной сеткой, — уже второй год продолжается ремонт дома №28 по улице Карла Маркса. И через сто метров — еще один неприятный сюрприз: фасад исторического здания № 1 по улице Литвинова (прекрасного с архитектурной точки зрения!) стал выглядеть еще хуже, чем был до ремонта: краска потрескалась, а местами большими кусками отвалилась, части водосточных труб лежат рядом. Видно, что некоторые выступающие части фасада попытались отремонтировать, неаккуратно замазав их бетонным раствором — и так бросили. Печальное зрелище.

Пройдя усадьбу Аксенова-Тышко, мы сворачиваем на Урицкого. О состоянии этой, некогда одной из самых посещаемых улиц в Иркутске, мы расскажем в следующем материале, а также пройдемся по Дзержинского и посмотрим, в каких условиях иркутяне ждут общественный транспорт на остановке «Центральный рынок». Спойлер — в ужасных.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля