Расцвела под окнами сирень,
Полетел на двор медовый запах.
Как медведи – избы деревень
Память сжали в деревянных лапах.
Обнялись забор и огород
И пошли по полю до обрыва.
Сколько было пройдено дорог –
Всё трава зелёная укрыла.
Спи, деревня, спи, не умирай.
День придёт, и я приду – открою
И амбар твой низкий, и сарай,
И глаза, забитые доскою.
И увидишь ты, как мир хорош,
И услышишь ты звучанье мира,
Но, очнувшись вдруг, ты не поймёшь,
Что же это, что же это было.
(Василий Попов, 2008 год)
В конце нулевых наш знаменитый земляк, писатель Валентин Распутин сказал: «У Василия Попова серьезный талант. Теперь нужно работать и работать, если он хочет стать настоящим русским писателем. Дай Бог ему сил, мужества и терпения в это непростое для России время». И кто бы мог подумать, что он будет развивать свой талант, но совершенно в другой области.
О Василии Попове я узнала случайно — он выступал спикером на международной блокчейн-конференции, которая проходила в августе на Байкале. На мероприятии его представили как москвича, а Василий, улыбнувшись, поспешил поправить ведущего: «Спасибо за „москвича“, но на самом деле я родился в Ангарске, поэтому, можно сказать, нахожусь на родной земле». После завершения конференции мне удалось поговорить с NFT-художником.
— Мое детство прошло в деревнях, так как родители оба из сельской местности, — рассказал Василий. — Учился в обычной школе, затем поступил в СИПЭУ (Сибирский институт права, экономики и управления. В 2017 году был закрыт. — Прим. авт.). Учился на юриста, но в процессе учебы начал писать стихи.
Начинающий поэт познакомился с членами иркутского реготделения Союза писателей России, которые подсказали: «Тебе надо в Москву, как Ломоносову, — показывать свои стихи». Они же и посоветовали поступить в Литературный институт имени Горького — это, к слову, единственный институт в мире, который учит на писателей.
— Естественно, загорелся этой идеей. Кроме того, я еще состоял в ансамбле песни и пляски «Багульник» — есть такой коллектив русских народных танцев в Ангарске. Также занимался дзюдо. Поэтому было иногда ощущение, что на ковре я танцую, а на сцене — борюсь. И это все сотворило во мне такую квинтэссенцию творческой личности, с которой и поехал в Москву.
В тот момент Василию было 22 года — он закончил обучение в СИПЭУ и уже работал. К слову, выбор сферы деятельности его тогдашней службы было тоже неожиданным — Василий трудился в «Телесистеме Астра» в Ангарске.
В Москве молодой поэт рассчитывал поступить на заочное отделение литературного института, но ректор при поступлении предложил очное место, то есть еще пять лет учебы.
— «У вас хорошие стихи, рекомендации, оставайтесь», — сказал он мне. Вот так я остался в Москве, такой судьбоносный поворот. Отучился, издал несколько книг. Стал секретарем правления союза писателей России по стране и развивался именно в литературной части, — вспоминает Василий.
Василий рассказывает, что всегда на полях делал зарисовки, рисовал все, что приходило на ум в тот момент, и постепенно втянулся. Зимой 2021-го начал писать красками. И чуть позже прилетает новость о буме в индустрии NFT — картины продают за несколько миллионов долларов. Начал разбираться и решил войти в эту индустрию.
NFT (nonfungible token) — это невзаимозаменяемый токен, подтверждающий право собственности на произведение искусства, чаще всего цифрового.
— Всё это железо, майнинг, конечно, не близкие мне вещи. Но появилась возможность зайти через искусство. Судьба дала мне такой шанс, и я сделал. Как начинал? Во-первых, рисовал. Потом находил маркетплейс и токенизировал свое творчество. То есть делал запись в блокчейне, которая как раз и ценится. Надо было только разобраться с этой технологией, войти в рынок. Кстати, одно из требований — оплатить 150 долларов, это комиссия. Сейчас она либо минимальная, либо ее нет совсем.
На первых порах ему помогал лишь Интернет — всю информацию брал из Сети. Нашел единомышленников, вместе тестировали, ошибались, пробовали снова: заводили криптокошельки, выкладывали свои работы. И дело пошло — через пару месяцев, в мае, у художника купили первую NFT-картину.
— Приобретателем оказался американец, стоимость моего первого цифрового полотна оказалась 12 долларов, но дело было даже не в цене, а в самом факте сцепления с этой индустрией.
Василий продолжил писать NFT-полотна уже в рамках своего проекта «Сущности» (ENTITIES), который представлен на крупнейшем маркетплейсе невзаимозаменяемых токенов OpenSea.
— А дальше, когда действуешь с искренним желанием поделиться с миром, происходят невероятные вещи, как бы это сказочно ни звучало. Например, начинаешь встречать людей именно с теми же целями. Так и произошла моя встреча с Игорем Владимировичем Рыбаковым, российским бизнесменом, совладельцем компании «Технониколь».
NFT-художник отмечает, что смог наполнить это сотрудничество творческой составляющей, а Игорь Владимирович поделился своими знаниями в плане предпринимательской деятельности. Благодаря такой коллаборации появились совместные проекты, один из которых обрел настоящую популярность — отправка NFT-картины на Международную космическую станцию. В марте 2022 года российский космонавт Олег Артемьев в составе экипажа корабля Союз МС-2 взял физическую версию полотна с собой. Картина проведет в космосе полгода и в сентябре вернется обратно, на Землю. Василий говорит, что пытался осуществить эту идею восемь раз, искал все возможности. На девятый — получилось.
Творчество ангарского художника необычно. Сам он называет их «образами, которые приходят как вспышки». Наверное, поэтому картины получаются действительно уникальными и пользуются популярностью. Со временем Василий начал писать портреты известных людей.
— Сначала я написал портрет самого Игоря Рыбакова — ему понравилось и он предложил продвигать это направление. Ведь всё это в целом — развитие индустрии и сферы, в которой я работаю.
Валюта в NFT-пространстве — Ether (эфир) — криптовалюта, которая работает на блокчейне Ethereum (Эфириум). На момент публикации данной статьи, курс ETH составлял 1,26 тысячи долларов.
— Оборот вот этой NFT-коллекции 52 эфира — это примерно 100 тысяч долларов. Самая дорогая была продана за 3 эфира — около 6 тысяч долларов. При перепродаже картин я получаю 10%. Кстати, если раньше покупатели были в основном из Европы и Америки, то на сегодняшний день могу сказать, что Россия активно подтянулась. То есть сейчас соотношение холдеров составляет 50 на 50%.
На аукционе, который был организован во время блокчейн-конференции, одно из творений Василия было продано за полторы тысячи долларов. Ценность коллекции — «космическая» картина — пока находится в руках автора. Он планирует продать произведение на пике его мировой популярности.
Сейчас Василий продолжает работать над своей коллекцией из 333 картин, книгой об NFT-арте и планирует выход на международный рынок.
Дарья Васильева, IRK.ru
Фотографии взяты из соцсетей Василия Попова
Дарья Васильева, IRK.ru
Оч талантливый. Молодец! Вдохновения и успехов!