Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Коллапс коснется каждого!» В России хотят создать единого оператора рекламы

15 июля Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект о создании единого оператора наружной рекламы и объявлений частных лиц. С самого начала эта инициатива вызвала волну неприятия в обществе, начиная от простых граждан и мелких предпринимателей до крупных операторов рекламного бизнеса, отраслевых и деловых объединений, а также регулятора рекламного рынка — Федеральной антимонопольной службы. Участники рынка считают этот закон опасным для экономики, бизнеса и даже самих граждан.

Законопроектом предполагается выбрать частную компанию — участника рынка наружной рекламы и наделить ее эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет. В том числе, на объектах культурного наследия, без ограничений, установленных законодательством. Автором проекта закона выступил зампред комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов.

При этом единый оператор будет освобожден от необходимости получать разрешения от местных муниципалитетов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также станет централизованным «окном» размещения рекламы через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы. Причем законопроектом ему дается право взимать с пользователей плату за любые оказанные услуги с использованием этого программного обеспечения, механизмов формирования такой платы закон не устанавливает.

Единый оператор также будет отвечать и за все объявления частных лиц, которые размещаются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. Такие объявления можно будет публиковать тоже только через специальный информационный ресурс, отвечать за который будет единый оператор. Все остальные сервисы, публикующие в интернете частные объявления физических лиц, должны будут прекратить свою деятельность. Таким образом, крупнейшие игроки рекламного рынка частных объявлений — «Авито», «Яндекс», «Рамблер», а также целый ряд операторов наружной рекламы будут вынуждены уйти с рынка, а их коллективы потеряют работу.

Сторонники законопроекта, которых, к слову, можно пересчитать по пальцам, указывают, что с учетом нынешней геополитической ситуации и проведением спецоперации на Украине законопроект защитит национальные интересы России в части обеспечения безопасности и сохранности персональных данных. Многочисленные оппоненты при этом в один голос указывают, что инициатива полностью убьет рынок наружной рекламы и классифайдов (интернет-ресурсы с объявлениями).

Единый оператор будет выбран из компаний — системообразующих участников рынка наружной рекламы согласно установленному в законопроекте перечню критериев. Таким образом, крупный участник рынка будет этот рынок регулировать. По сути, законопроект устранит конкуренцию на рынке, дающую стимул для развития его участников. Устранение конкуренции приведет к деградации отрасли, снижению поступлений в бюджеты различных уровней, массовым банкротствам, увольнениям и, как следствие, росту безработицы и социального напряжения. Причем в публичном поле уже не раз называлась конкретная компания, которая соответствует предложенным документом критериям и, соответственно, будет претендовать на звание единого оператора.

Председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил снять законопроект в первом чтении с рассмотрения, передает Lenta.ru. «Править законопроект смысла нет, его надо отклонять. В заключении ФАС говорится, что документ прямо противоречит заявленной цели, — объяснил он свою позицию на круглом столе по обсуждению законопроекта, который прошел в Москве. — Фактически нам говорят, что в интересах государственной безопасности нужно защитить рынок рекламы от возможного несанкционированного проникновения, но по тексту речь идет не об этом. Речь идет о том, чтобы уничтожить весь рынок и отдать в руки одной частной компании». Причем, по его словам, под критерии единого оператора наружной цифровой рекламы, которые приведены в законопроекте о его создании, подходит только одна компания, зарегистрированная на Виргинских островах — Russ Outdoor.

— А где же она зарегистрирована? Британские Виргинские острова. То есть получается, что под предлогом защиты национальных интересов фактически пытаются отдать весь рекламный рынок, — пояснил глава комитета. — Если есть опасения в защите интересов нацбезопасности, давайте ограничим такой компании иностранное участие. Но это можно сделать поправками в другой закон.

В Иркутске новая законотворческая инициатива вызывает недоумение и неприятие. Сейчас в областном центре действует четыре крупных компании наружной рекламы, вместе с более мелкими в них работает около 200 человек. Получается, что все они окажутся под угрозой закрытия.

— Мы крайне обеспокоены тем, что этот законопроект, по сути, ограничивает конкуренцию и очевидно приведет к негативным последствиям, — комментирует директор иркутского филиала Gallery Александр Самоха. — Во-первых, в этом законе смешали две абсолютно разные отрасли, которые регулируются разным законодательством. «Авито» и аналогичные сервисы к закону «О рекламе» не имеют никакого отношения, странно, что их сюда включили. Если закон запретит частные объявления в том виде, в котором они сейчас существуют, это будет коллапс, который коснется каждого. Что касается наружной рекламы, то наша компания в этом году планировала значительно увеличить количество отдельно стоящих цифровых билбордов. Теперь вопрос стоит ребром — а сможем ли мы это сделать при той ситуации, которая сейчас складывается с принятием нового закона? В случае прихода нового оператора на сегодняшний день нет никаких алгоритмов, как это будет работать с точки зрения администрирования, экономики, себестоимости этих услуг. Никакой конкретики на сегодняшний день нет.

Настоящую панику новый законопроект вызывает у мелких предпринимателей, численность предприятий которых от одного до пяти человек. Только в Иркутске таких тысячи – это индустрия красоты, сфера недвижимости, разнообразные консультанты, небольшие автосервисы, клининговые услуги и так далее.

— У меня сейчас основной поток новых клиентов, тех, кто обо мне еще не знает, идет с «Авито», — рассказал журналисту IRK.ru владелец автосервиса в Иркутске Захар Большов. — Если этот сервис закроют, придется, как в прошлом веке, объявления на заборах клеить? Супруга у меня риэлтор, и вся ее работа тоже строится на взаимодействии с сайтами объявлений и подобными интернет ресурсами, с ними все понятно и привычно, цены тоже более-менее приемлемые. Если придет какой-то новый единый оператор, тем более стоимость услуг которого никак не регулируется, это может означать крах таких небольших предприятий, как у меня. В стране нас таких — миллионы. При существующей ситуации с безработицей нормально жить будут только те, кто работает в госструктурах. А мы с женой останемся просто без штанов, а у нас трое детей. Такой закон просто нельзя принимать!

С точки зрения предлагаемого законопроектом регулирования на уровне региональных властей есть целый ряд вопросов. Так, создается прецедент передачи государственной функции в пользу частной компании: у регионов изымается базовые государственные полномочия по планированию схемы размещения рекламных конструкций в рамках региона, с учетом специфики местности, архитектурного облика и планов территориального развития. Таким образом, коммерческая компания получит право влиять на облик городов, что несет угрозу их архитектурному и культурному наследию. Сейчас размещение каждого рекламного щита и соблюдение при этом законодательства регулируется муниципалитетом.

По новому же законопроекту, единый оператор сможет без торгов размещать свои рекламные конструкции сроком на 30 лет. Отсутствие торгов и конкуренции за места повлечет снижение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей. Освобождение единого оператора от необходимости получать разрешения и отсутствие механизмов контроля его деятельности создает зависимость государственных институтов власти от действий коммерческой структуры и осложняет возможность оперативного вмешательства или приостановки деятельности такой организации. Также повышаются риски безнаказанности нарушений в деятельности подобной компании, включая невыплату налогов, размещение противоправной информации, нарушение отраслевых стандартов и правил и отсутствие надлежащего контроля за безопасностью конструкций.

Предполагается, что единый оператор будет освобожден от соблюдения норм ГОСТа по установке и эксплуатации рекламных конструкций. Как это скажется на уровне безопасности дорожного движения, создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан, можно только предполагать.

Освобождение единого оператора от соблюдения стандартов и правил, а также от согласования с муниципалитетами размещения рекламы на объектах недвижимости стало поводом для критики законопроекта со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС).Ведомство напомнило, что контроль за содержанием рекламы уже осуществляется ФАС в рамках закона о рекламе. Кроме того, по мнению ФАС, принятие нового закона ухудшит положение всех участников рынка цифровой рекламы, отсутствие конкуренции приведет к подорожанию и рекламы, и конечных продуктов, сообщал «Интерфакс».

Свою точку зрения на ситуацию в соцсетях выразил депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен. Он назвал обоснованными неоднозначные оценки нового законопроекта представителями рекламного рынка.

«Ко мне поступило письмо представителей наружной рекламы Иркутска, где они четко обозначили свою позицию. Со многим согласен, в том числе, что создается прецедент по возложению функций государственного контроля за информационными ресурсами на коммерческую организацию, появляются предпосылки уязвимости информационной безопасности, фактически создается монополия одного оператора, что идет в прямое нарушение закона „О конкуренции“, есть еще ряд спорных моментов. Письмо будет перенаправлено в профильный Комитет по экономической политике Государственной Думы РФ, который курирует законопроект. Все поправки ко второму чтению также аккумулируются в рабочей группе, которая создана при Ассоциации коммуникационных агентств России. Будем держать развитие ситуации по законопроекту на контроле», — написал Сергей Тен.

Представители иркутского филиала ООО «Gallery-сервис» обратились с письмами в общественные организации, в администрацию Иркутска, к депутатам Госдумы. ИРО «Опора России» уже выразила поддержку иркутским представителям бизнеса наружной рекламы в этом вопросе — в существующем виде закон принимать нельзя, это нанесет серьезный удар по малому и среднему бизнесу.

С просьбой о поддержке (документ есть в распоряжении редакции IRK.ru, его подписали коллективы восьми предприятий — Прим. авт.) иркутские представители бизнеса наружной рекламы обратились к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву. Они попросили учесть их мнение при формировании официальной позиции по запросам органов федеральной исполнительной власти и не допустить принятие спорного законопроекта.

Операторы наружной рекламы страны собираются отстаивать свои права — для этого 10 августа в Москве прошел первый съезд представителей отрасли. Все подробности дальнейшего развития событий планируют публиковать на сайте Союза операторов наружной рекламы.

Компании — члены Союза операторов наружной рекламы заявили на съезде о своей готовности обеспечить на принципах саморегулирования гарантии того, что у них отсутствует какое-либо иностранное участие; они используют только российское программное обеспечение, разработанное в соответствии с требованиями государственных стандартов, а к программному обеспечению будут применяться высочайшие стандарты безопасности. Также будет обеспечен доступ контролирующим государственным органам для контроля за выводимым на цифровые рекламные конструкции контентом, и будет предоставлено эфирное время для распространения социально значимой информации, сообщила Lenta.ru.

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Но, как отметила заместитель генерального директора компании Gallery Евгения Волгина, Комитет по экономической политике Госдумы внес предложение о пролонгации срока внесения поправок до 9 сентября по поступившей просьбе ФАС.

Участники съезда Союза операторов наружной рекламы, говоря о поправках в законопроект, единогласно проголосовали за полное исключение из документа положения о едином операторе цифровых рекламных конструкций, внесли пункт об ограничении иностранного участия в организациях, осуществляющих деятельность оператора наружной рекламы, и положение, предусматривающее разработку и утверждение единых требований программного обеспечения. Таким образом, операторы показали консолидированную и конструктивную позицию отрасли и готовность к диалогу с властями.

В заключение остается добавить, что против законопроекта о едином операторе выступают все без исключения участники рынка наружной рекламы, депутаты фракций ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия — За правду», «Новые люди», общественные организации «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, правительства Москвы, Санкт-Петербурга и еще более чем 30 российских регионов. Поддерживают законопроект только один инициатор законопроекта в Госдуме и компания Russ Outdoor.

IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова

IRK.ru

  • Трололо 30 августа 2022 в 17:04

    Такое впечатление, что некоторые в госдуме сидят и выдумывают, что бы такое побредовее выдумать!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля