Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Кирпичное прошлое гламурного места: как менялась Верхняя набережная

Кирпичное прошлое гламурного места: как менялась Верхняя набережная

Редакция IRK.ru совместно с En+Group продолжает рассказывать читателям о неизвестных страницах истории набережных Ангары. С каждым годом берег реки привлекает все больше внимания горожан, становится центром притяжения людей самых разных возрастов и увлечений. И если, скажем, бульвар Гагарина или Нижняя набережная куда более известны и привычны для иркутян, то Верхняя и Цесовская набережные пока ждут своего преобразования. Последняя появится благодаря En+ Group и ее основателю Олегу Дерипаске. Созданная предпринимателем компания многие годы инвестирует средства в развитие региона, его туристической отрасли, защиту озера Байкал, создание новых общественных пространств, возрождает исторические объекты.

Верхняя набережная не менее уникальна. За последние десятилетия она сильно изменилась. Сегодня сюда приезжают погулять и поужинать, сделать красивое фото для соцсетей и встретить знакомых. Частные домики соседствуют с лисихинскими новостройками, а рядом с шумными ресторанами в тихой заводи медитируют рыбаки. Из четырех участков будущей единой набережной Верхняя — самая дальняя и самая контрастная. У этой территории не столь богатое прошлое, но оно есть и точно достойно вашего внимания.

Около двух веков назад, когда Иркутск представлял собой лишь то, что сейчас является историческим центром города, на этом месте стояла деревня Лисиха. Местность была дикая, росло много деревьев и кустарников, а на территории водились лисы – отсюда и название поселения. Между городом и Лисихой проходил Амурский тракт, который сейчас называется Байкальским.

Лисиха в 1960-е годы. Фото: fotostarina.ru
Лисиха в 1960-е годы. Фото: fotostarina.ru

С приходом советской власти из деревни, где купцы охотились на лис, Лисиха постепенно превращалась в рабочий поселок. Одним из крупных объектов в районе нынешней Верхней набережной был кирпичный завод. В эксплуатацию его ввели в 1929 году, однако считается, что появился он еще в 1880-м, когда иркутские купцы установили на берегу Ангары печи для обжига кирпича. Говорят, что глину для продукции брали прямо с берега Ангары, что и сформировало ландшафт нынешней нижней Лисихи: склоны и холмы. Во второй половине 20-го века глину добывали уже в поселке Ново-Разводная на Байкальском тракте.

Противотанковые мины вместо кирпича

Завод был районообразующим предприятием: там трудилось большинство жителей предместья, ссыльных переселенцев, иркутяне работали целыми династиями. Из кирпича завода построена половина Иркутска и практически вся Лисиха. Из информации, предоставленной краеведом Иркутской областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского Иваном Поповым, можно увидеть, что в 30-е годы иркутские кирпичные заводы считались самыми крупными в системе промысловой кооперации. Однако к работе предприятий у иркутян бывали претензии: например, в 1936 году в одной из местных газет вышла статья о том, что Лисихинский завод задолжал стройкам больше трех тысяч кирпичей. Автор текста жаловался на то, что качество продукта оставляет желать лучшего, а работников на предприятии не хватает.

Лисихинский кирпичный завод, фото Э. Д. Брюханенко
Лисихинский кирпичный завод, фото Э. Д. Брюханенко

Несмотря на это, до войны Лисихинский завод поставлял кирпичи и в соседний Красноярский край, и в Читинскую область. В годы Великой Отечественной войны завод переквалифицировался и начал производить противотанковые мины. Напоминанием об этом служит мемориальная доска на здании по адресу Байкальская, 202. Надпись на ней гласит: «На этом месте в годы Великой Отечественной войны размещался Лисихинский кирпичный завод. В октябре 1942 года, по постановлению Государственного комитета Обороны, самоотверженными трудом коллектива завода, всего за 27 дней было организовано производство противотанковых мин. Завод ежедневно давал фронту тысячу мин и действовал до конца Великой Отечественной войны».

Вид на плотину ГЭС в 70-е годы. Фото Эраста Бутакова
Вид на плотину ГЭС в 70-е годы. Фото Эраста Бутакова

Территория завода, находившегося вблизи Ангары, занимала 36,25 гектара, причем на участке располагались огороды, подсобное хозяйство. В 1942 году произошла история, которая наглядно показывает, что в те тяжелые годы люди стремились помогать друг другу. Из публикации Восточно-Сибирской правды за 1942 год известно, что Лисихинский завод и местная школа №16 заключили договор о сотрудничестве. Так как все силы рабочих уходили на изготовление мин для фронта, огород предприятия зарос сорняками. Школа, тем временем, нуждалась в ремонте. Было решено, что ученики помогут работникам кирпичного завода с прополкой, а те, в свою очередь, отремонтируют учебное заведение.

Старое русло Ангары

После войны страна возвращалась к мирной жизни и восстанавливала производство. Завод снова начал выпускать кирпичи и даже перевыполнять план. Жизнь на территории закипела в 1950 году, когда начали строить Иркутскую ГЭС. К тому моменту от деревни Лисиха на берегу реки осталось несколько домов. Между прочим, именно в районе Верхней набережной находилось историческое русло Ангары. Об этом нам поведал хранитель корпоративного музея «Иркутскэнерго» Анатолий Евсеев.

– До строительства плотины ГЭС основное русло было ближе к берегу: там же находился остров Смажиха. Сначала перекрыли проток между берегом и частью острова, и вода пошла в обход — в проходе между строящейся плотиной и внутренней частью острова, – рассказал Анатолий Иванович. – После запуска гидроагрегатов перекрыли и этот поток, тогда Ангара пошла по новому руслу, вращая гидротурбины и вырабатывая ток. А рядом с Верхней набережной образовалась заводь, которую облюбовали иркутские рыбаки. И сейчас тут течения нет, а рябь на поверхности — это от ветра.

Берег Ангары ближе к плотине ГЭС всегда был «диким»
Анатолий Иванович Евсеев, хранитель музея Иркутскэнерго
Архивное фото из музея Иркутскэнерго

Берег Ангары ближе к плотине ГЭС всегда был «диким»

Анатолий Иванович Евсеев, хранитель музея Иркутскэнерго

Архивное фото из музея Иркутскэнерго

Что же касается берега, то это место было «диким», но местные жители все равно в летнее время отдыхали у Ангары, устраивали пикники, купались. Несмотря на то, что Лисиха застраивалась, особой надобности в обустройстве зоны отдыха не было.

Новая жизнь старой набережной

Сейчас большая часть Верхней набережной по-прежнему не обустроена: по береговой линии с одной стороны тянется частный сектор, с другой – застройка 2010 – 2015-х годов.

Центр притяжения района – бульвар Постышева и прогулочная зона с концентрацией всевозможных кафе (от Верхней набережной, 145/1 до Верхней набережной, 145/17). Это пространство появилось десять лет назад по инициативе застройщика: в районе шло активное возведение новостроек и владелец жилого квартала решил благоустроить территорию. Работы на этой территории начались в 2011-м году, над проектом работали сам застройщик, его архитектор и архитектор Ольга Жуйкова.

— Автором проекта по большей части является сам заказчик: изначально идея была его, он много путешествовал и хотел сделать в Иркутске такое атмосферное пространство. Я считаю, что ему это удалось, – рассказывает Ольга Жуйкова. – Мы со своим молодым тогда бюро работали над фасадами уже существующих домов: разрабатывали индивидуально каждую арку. Благоустройство должно было касаться только придомовой территории, но заказчик взял на себя дополнительные расходы по строительству и обустроил ещё и набережную. И ежегодно в течении трёх лет застройщик заказывал что-то новое для проекта.

Идея создать набережную нового формата принадлежала застройщику территории
Жители ближайших новостроек каждый вечер гуляют по набережной
Архитекторы проекта уделяли внимание каждой детали

Идея создать набережную нового формата принадлежала застройщику территории

Жители ближайших новостроек каждый вечер гуляют по набережной

Архитекторы проекта уделяли внимание каждой детали

Архитектор отмечает, что в то время в Иркутске особо не задумывались над масштабным благоустройством – застройщики облагораживали территорию только в границах своих участков и строго по нормативам, для галочки. Не широко распространены были и пандусы, а столбики в качестве ограждений и вовсе были новшеством.

– Я считаю, что сейчас набережная находится в плачевном состоянии, - подчеркивает Ольга Жуйкова. – Есть последствия от большого потока людей и автомобилей – уже почти не осталось столбиков и многих элементов благоустройства. Появились категорически неуместные строения на берегу, странные объекты, не вписывающиеся в стиль детской площадки, не соответствующее оформление магазинов и кафе, неухоженный берег реки. Спустя почти 10 лет можно сделать следующие выводы: во-первых, похвально, что застройщики стали уделять повышенное внимание своим территориям, а не просто обустраивать по нормативам. Однако не могу сказать, что кто-то смог повторить пример Верхней набережной. Во-вторых, нам нужно учиться не только создавать, но и сохранять, содержать пространства. На мой взгляд, это даже важнее, чем просто построить.

Первая линия Ангары

Действительно, сейчас Верхняя набережная сильнее других нуждается во внимании. Проблемы на территории копились годами. Местность, которая долгое время была заброшенным пустырем, сложно сразу комплексно благоустроить. Местных жителей расстраивает берегоукрепление, состояние дорожного полотна и освещения. Но все же положительные моменты перевешивают. Жительница одного из домов Татьяна Соловьева уверена: жить на Верхней набережной – это жить на первой линии Ангары.

— Звучит по-курортному, но это и правда небольшой курортный островок в центре Иркутска, — говорит Татьяна. – Для меня это лучший район города: красивый, уютный, комфортный. С невысокими разноцветными домами, туманами над всегда холодной рекой, криками чаек, гуляющими со скандинавскими палками дамами, кафешками с грузинской, бурятской, европейской кухней. Здесь много обожаемой мною азиатской еды, которую можно взять навынос. Иногда мы даже называем наш район Чайна-тауном. Тут всегда встретишь знакомых, потому что погулять и поужинать в заведения на Верхней набережной приезжает весь город.

На Верхнюю набережную приезжают поужинать и встретиться с друзьями
Отдыхающие у берега часто наблюдают за утками и ондатрами в воде

На Верхнюю набережную приезжают поужинать и встретиться с друзьями

Отдыхающие у берега часто наблюдают за утками и ондатрами в воде

Татьяна отмечает довольно богатую для города фауну района. Чайки сюда прилетают в апреле, а улетают в ноябре, утки бывают круглый год, также залетают черные бакланы.

– А еще в Ангаре деловито плавают ондатры. Одного из них, нашего соседа, мы назвали Владиславом, - рассказывает Татьяна Соловьева. – Владислав очень любит мыться, что-то перманентно грызет, грациозно ныряет и вообще, игрив и обаятелен. На камеру охотно позирует, но при нарушении личных границ стремительно скрывается под водой.

Местные жители замечают, что район чистый: управляющая компания старается. Зимой здесь ставят ёлку с шарами, летом стригут траву.

– По моим ощущениям, наша набережная – самая уютная в Иркутске, — говорит Татьяна. – Рано утром вы можете увидеть здесь бегунов, велосипедистов и десятки пород симпатичных собак с их едва проснувшимися хозяевами, а вечером здесь пьют кофе и вино, едят хачапури и том ямы…

Если у вас есть интересные истории, которые связаны с любой из набережных или же в семейных архивах сохранились старые фотографии с берегов Ангары – присоединяйтесь! Истории и иллюстрации присылайте на адрес электронной почты foto-irkru@mail.ru. Получить дополнительную информацию можно по телефону редакции (3952) 48-88-50 (доб. 201).

Элина Халтанова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Элина Халтанова, IRK.ru Фото Маргариты Романовой

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Subastik 13 сентября 2022 в 12:52

    «…едят хачапури и том ямы…» А я прочитал «и там ямы».

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля