«Не только наставник положительно повлияет на ребенка, но и наоборот»
Мария, куратор проекта и наставник
С сиротами я работаю с 2008 года. В 2015 году стала куратором проекта «Наставник», а два года назад – наставником; моя подопечная в этом году выпустилась из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
«Наставник» – это проект, предполагающий создание дружеских, доверительных отношений между взрослым человеком и ребенком из центра. Круглых сирот в госучреждениях мало, в основном там живут дети, которых по тем или иным причинам изъяли из семьи, и от этого негативного опыта и осознания случившегося им никуда не деться. В центрах замечательный персонал, который старается создать хорошие условия жизни, но иногда воспитанникам не хватает доверительного общения со взрослыми в стенах госучреждения. А наша программа помогает им в этом.
Наставник становится для ребенка другом, на которого можно положиться, рассказать о своих проблемах, поделиться переживаниями. Вместе с тем ребенок знает, что этот друг надежен: он никуда не уйдет и поддержит его в трудную минуту. У нас есть даже такой термин — «свой значимый взрослый».
Благодаря общению с наставниками, у детей формируется здоровая модель поведения, которая помогает им во взрослой жизни чувствовать себя уверенно и действовать самостоятельно. Метаморфозы, которые происходят с воспитанниками, поразительны: выпускники легче общаются с внешним миром и вполне успешно находят свою дорогу в жизни.
Задача наставничества — социализировать ребенка, вывести его в общество и научить взаимодействовать с миром за пределами детского центра.
Дети из центов участвуют в проекте с 12 лет — и только по собственному желанию. Такой возраст определен неслучайно. Наставник — не родитель, а друг, и ребенок должен это четко понимать. А в более младшем возрасте дети воспринимают наставников как потенциальных мам и пап. Взрослые же могут стать участниками проекта с 24 лет — это возраст, когда человек становится самостоятельным, ответственным и уже имеет жизненный опыт. Но перед этим необходимо пройти обязательное обучение. Среди волонтеров проекта больше женщин, мужчин мало. Вместе с тем большинство подопечных — это мальчики.
Общение между наставником и подопечным всегда начинается в учреждении, чтобы они смогли установить доверительный контакт. Но настоящая поддержка детям требуется после выпуска из центра, когда уже бывшие воспитанники пытаются адаптироваться к социуму.
За взаимоотношениями волонтера с ребенком следят специалисты, которые помогают наставнику раскрыть своего подопечного. Кроме этого, психолог фонда Елена Соловьева всегда на связи с волонтерами — они к ней могут обратиться с любым вопросом.
Два года назад я стала наставником 15-летней девочки. Сейчас ей 18 лет, она окончила 11 классов, выпустилась из центра и поступила в колледж. Став наставником, я поняла, что не только взрослый может положительно повлиять на ребенка, но и наоборот. Взрослый учится слушать, не осуждать и не навязывать свое мнение, а ребенок — открыто говорить о том, что его беспокоит.
«Главное — быть своему подопечному другом»
Галина, наставник
Я случайно наткнулась на сайт фонда «Дети Байкала», когда искала в Интернете информацию о волонтерстве в городе — хотела быть полезной для общества, например, сажать деревья или убирать мусор. Перешла на сайт, прочитала о проекте, зацепили истории детей, решила — попробую. Подала заявку (заполнила на сайте анкету, указала свои интересы), чтобы стать наставником, когда еще жила в Шелехове. Прошло несколько месяцев, когда мне позвонили и пригласили на собеседование. На тот момент я уже переехала в Иркутск.
На первом собрании, где присутствовали еще несколько человек, с потенциальными наставниками побеседовала психолог. Она рассказала о детях, о том, каких тем лучше избегать, как вести себя при первой встрече, о трудностях в общении, которые могут возникнуть, и как их преодолеть. Через год, когда я уже была наставником, а чуть позже прошла обучение в школе приемного родителя.
Помню свою первую встречу с подопечным — мальчиком 14-ти лет. Я волновалась, было очень страшно. Переживала, что не смогу наладить контакт с Демидом, что-то не то скажу. Но у нас оказалось много общего, мы с легкостью нашли общий язык. У нас обнаружились и общие интересы — в первую очередь, это спорт. Демид занимался волейболом, футболом, ходил в тренажерный зал, а я на тот момент работала фитнес-тренером.
Мне очень повезло с подопечным: Демид умный, серьезный и целеустремленный парень. Через некоторое время я оформила гостевую опеку, чтобы брать мальчика на выходные. Познакомила его со своими родителями, они относятся к нему как к своему внуку. Через год после знакомства мы не общались около двух месяцев: он не звонил, а я не хотела навязываться. А потом он написал: «Куда пропала, давай погуляем». И все наладилось.
Сейчас Демиду уже 18 лет. В этом году он поступил в институт. Но мы продолжаем с ним общаться, дружить, он часто обращается ко мне за советом, например, как приготовить суп (смеется).
Главное в наставничестве — быть своему подопечному другом. Не нужно ставить себя выше, говорить, как правильно поступить. Нужно просто делиться своим опытом и внимательно слушать его, тогда он доверится, и все будет хорошо.
«Мы стряпали пиццу и играли в футбол»
Вероника, наставник
Первый опыт общения с ребятами из детского дома я приобрела около десяти лет назад, когда жила в поселке Большой Луг. Я даже стала крестной мамой одного из воспитанников. После переезда в Иркутск я также захотела помогать детям. Так, из Интернета узнала о программе «Наставник» и год назад подала заявку.
После собеседования несколько раз встречалась с психологом, прошла обучение. И в октябре прошлого года познакомилась со своим подопечным — 12-летним Димой. После первого разговора мы с ним решили продолжить общение. Многие считают, что если ребенок воспитывается в детском доме, то у него проблемы с поведением, — это большое заблуждение. Дима оказался спокойным и умным мальчиком.
Я оформила необходимые документы, чтобы у меня была возможность с ним гулять. А до этого приезжала к нему в центр. Мы разговаривали, гуляли по территории, играли в футбол. Иногда я забегала к нему только на 10 минут, чтобы узнать, как дела, — важно поддерживать общение. Однажды мы вместе с ним и его друзьями стряпали пиццу, а потом пили чай. И ребята даже забрали пиццу с собой, чтобы ещё кого-то угостить. Когда не было возможности приехать, созванивались по телефону.
Я считаю — чтобы общение сложилось, нужно быть подопечному в первую очередь другом, а не педагогом, который читает нравоучения или говорит, как правильно поступить в той или иной ситуации. Тогда общение станет естественным, и доверие возникнет само собой. Когда растешь в системе, после выпуска сложно приспособиться к новым условиям: жизнь вне стен центра для выпускников таких учреждений — это совершенно иной мир. Программа «Наставник» помогает ребятишкам социализироваться, им проще после выпуска начать самостоятельную жизнь.
«Было сложно принять ребенка таким, какой он есть»
Ксения, наставник
Я долгое время работала в детском доме, поэтому опыт общения с сиротами был. Когда я жила в другом городе, то участвовала в программе «Семья выходного дня». Потом переехала в Иркутск и практически сразу, в 2018 году, как узнала о проекте, подала заявку, чтобы стать наставником. Прошла собеседование, а потом и учебу.
Моим первым подопечным был 17-летний подросток Алексей, который вот-вот должен был выпуститься из детского центра. Честно, мне было непросто. Общение складывалось хорошо, но у нас не возникло близкого контакта, чтобы я могла как-то на него повлиять. Какое-то время он учился в колледже, и мы с ним еще общались. Но, к сожалению, Алексей бросил учебу и уехал из Иркутска к родственникам в другой город. Сейчас я с ним стараюсь поддерживать связь, иногда созваниваемся или пишу ему.
В сентябре прошлого года я стала наставником для 15-летней Марины. Мы с ней начали общаться сначала в центре. После оформления документов стали больше проводить время вне стен учреждения. У нас сейчас уже хорошие отношения, надеюсь, к ее выпуску они станут еще прочнее, чтобы она чувствовала мою поддержку и знала, что не одна.
Для меня самое трудное было — принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь переделать его с первой встречи или навязать ему свое мнение. Надо понимать, что у воспитанников госучреждений разная судьба, поступки отчаянные, могут быть вредные привычки, но это никак не должно влиять на ваши взаимоотношения. Если их не осуждать, а делиться своим опытом, дети начинают меняться в лучшую сторону.
Дети из госучреждений чудесные. Когда проходишь все их проверки (а проверки необходимы, так как их не раз обманывали, бросали, делали им больно) они открываются, тогда ты становишься для них важным и любимым человеком, тем, на кого можно опереться и кому можно довериться. Это самое главное чудо проекта.
Узнать о проекте подробнее и заполнить анкету можно на сайте nastavnik38.ru.
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru
Если бы у меня в юности был взрослый, к которому я могла бы обратиться за советом, которому бы доверяла, может не стала бы социофобом. Несколько раз начинала задумываться над такого рода наставничеством: мне не помогали, может я смогла бы кому-то помочь..Но как представлю, какая это…