В детстве всё разбирал. Мама рассказывала, что дома были железные будильники. Утром нужно рано просыпаться, а я их разбирал. Она сначала ругалась, потом уже поняла, что бесполезно.
Когда мне купили плеер, вытащил из него моторчик и пасик (небольшой, обычно резиновый приводной ремешок — прим. авт.). Это был 1993 год. Плеер тогда стоил немало. Моторчик от него поставил через пасик в железный редуктор будильника. У меня получился первый робототехнический редуктор.
В 1999 году пробовал поступить на робототехнический факультет в политех. Привез своего человекоподобного робота, у которого двигались голова и руки. Сделал его в 1998 году, но никому не было дела, нужны были только деньги. Был высокий проходной балл, и я не смог поступить. В итоге окончил строительный факультет в политехе.
У меня всегда был внутренний интерес к робототехнике, и по сей день он есть. Когда начинал, интернета не было. Только постоянная тяга к экспериментам и любопытство. И я получаю от этого большое удовольствие.
Неудавшийся старт
Первого робота мы начали делать вместе с другом Петром Наезжим в 2005 году. Нам было по 25 лет, и тогда просто не хватило денег. Не смогли найти спонсора под свой проект, поэтому не доделали его. Хотя, задумка была очень крутая.
Потом увидели, что в 2013 году в Перми компания «Промобот» создала первого робота. Его успех был просто ошеломительный. Компанию заметили, и она стала госкорпорацией. Разработчики Промобота (Promobot) удачно стартовали и сделали это первыми в России.
Думаю, что даже если бы мы тогда доделали своего робота, в Иркутске этого никто бы не оценил. Настолько огромная разница между нашими городами. Пермская область — более прогрессивный регион. Да и время было такое, что можно было прокачать это дело даже не имея хорошего софта и внешней оболочки.
Пётр совершенно уникальный программист. Сейчас он написал софт, которого нет ни у Промобота, ни у военного робота Фёдора. Надеваешь костюм без проводов и устройство повторяет твои движения. Мы уже отточили все возможности новой технологии, применим её в новом изделии.
Пожать руку роботу
Первый наш робот — Медиабот (Mediabot). Он оснащен функциями распознавания речи и лиц, поэтому легко отвечает на вопросы разной сложности. Способен жестикулировать, поприветствовать, пожать руку и поклониться. При этом его движения плавные и естественные. Легко строит карту местности и может двигаться по заданной траектории.
Медиабот достаточно прост в использовании. У него есть система удаленного управления через Wi-Fi, функция телеприсутствия и возможность записи видео и звука. Из такого робота получится отличный промоутер, хостес, консультант, аниматор или продавец.
Для меня в первую очередь важен дизайн. А чтобы сделать красиво требуются дорогие материалы: моторы, колеса, краски. У Медиабота, например, футуристический облик, что привлекает к нему внимание детей и взрослых.
В 2016 году я разместил своё предложение на платном сайте для инвесторов. Звонили очень много людей и просили предоставить бизнес-план. А его не могло быть. Я не мог опереться на чей-то опыт, потому что мало кто занимается созданием роботов.
Инвестора искал в Москве, а нашёлся он в Иркутске. Хороший мужик, говорит мне: «Вижу в тебе себя молодого, давай сделаем!». И у нас с ним был «джентльменский договор» — без справок и других бумажек. Так, благодаря частному инвестору мы воплотили свою идею.
С 2016 года и по сей день наши роботы выгодно отличаются дизайном от любых других российских роботов. И я нисколько не преувеличиваю.
Техника, которая открывает новые возможности
Во время пандемии роботы перестали выступать, потому что все выставки запретили. Их больше никто не заказывает — демонстрировать некому. Этот рынок схлопнулся, поэтому пока мы их не делаем.
Я переключился на создание снегоуборщиков и газонокосилок. Занимаюсь исключительно электротягой. Рынок существовал в каком-то зачаточном состоянии, в основном были устройства на бензиновых двигателях.
Делаю инвалидные коляски с гусеничными и колёсными приводами. У меня на YouTube-канале есть видео первого запуска инвалидной коляски с полным приводом и механизмом вертикализации. Ее аналоги стоят от 700 тысяч до 1,8 миллиона рублей. Она обошлась нам примерно в 60-100 тысяч рублей.
Кресло с вертикализатором дает возможность людям с инвалидностью встать в вертикальное положение. В него встроен электропривод, поэтому достаточно нажать на кнопку и быть пристегнутым, и кресло тебя поднимет.
Для человека с ограниченными возможностями здоровья это имеет огромное значение, это его инфраструктура. Клиент был очень рад. С таким устройством для него открываются новые возможности. Как он сказал, теперь сможет покрасить забор во дворе.
Дочка к нему прибежала, и он смог взять ее на руки, что раньше было невозможно.
На YouTube-канале есть подробная инструкция по сборке и KAD файлы для лазерной резки. Там же указаны ссылки, что и где покупать. Подробно описано, как спаивать и соединять детали. Любой мастер может скачать эти материалы и собрать такую коляску.
Робот подстригает газон. Это реально?
Ещё я собираю мини-танки. В разработке у меня находятся модели, у которых скорость будет 50 километров в час. Там уже совсем огромные танки не для детей, а для взрослых. Мне пишут в YouTube: «У меня есть электроснегоход, электроквадроцикл, сделай мне „дичь“». Так и появляется эксклюзивная техника, которой нет в магазинах.
Первые гусеницы из проводов я сделал ещё в 1994 году, получились полноценные траки. Сейчас решил вывести это на коммерческий уровень. Потому что нигде этого особо нет. Я прокачал свои знания в гусеничных платформах маленького назначения.
Хочу делать мини-технику для ЖКХ, дорожной сферы и сельского хозяйства. Представляете, ездил бы здесь автономный робот и газон подстригал вместо десяти человек, которые ходят и шумят косилками.
У меня есть трёхколёсные трайки. У них ничего общего с квадроциклами, они управляются по-другому. Когда взрослые пробуют на них прокатиться, у них глаза горят, как у детей.
Работы много. Делаю робота-доставщика для иностранного клиента. В течение месяца нужно закончить. Собираю два супер танка. Очень мощные, серьёзные машины. Стоимость одного такого танка превышает 500 тысяч рублей.
«Стремлюсь быть на пике технологий»
Начинается всё с концептинга. Как я уже сказал, в первую очередь продумываю дизайн. Конечно, не в ущерб техническим характеристикам. Мои изделия визуально отличаются от тех, что в магазинах.
Сначала выискиваю какой-то концепт, который мне понравится. Делаю KAD файлы под лазерную резку. Файл подаётся в станок, и лазер вырезает из куска металла деталь с идеальной точностью. Все детали собираются, как большой конструктор LEGO. Это очень удобно, ничего не нужно вырезать вручную.
Я стремлюсь быть на пике всех знаний, технологий. Если даже технику себе покупаю, то только самую новую. Мне нравится мысль, что ничего лучше этого не существует на данный момент.
Илон Маск один из моих кумиров. Но я себя с ним не отождествляю. Мне до него, как на байдарке до Австралии. Он — на другом уровне.
Для меня робототехника не просто хобби. Любой компонент — от двигателей до аккумуляторов — стоит очень дорого. Это занятие не для любителей, а для профессионалов. Я использую дорогие комплектующие, чтобы клиент посмотрел и удивился: вот этот мотор, например, стоит 90 тысяч рублей, а аккумулятор — 100 тысяч рублей. Собираю роботов у себя в гараже, можно сказать, на коленке.
Каждому могу дать такой совет: не важно, перспективно или нет то, чем ты занимаешься, важно, нравится тебе или нет. Не надо думать, какая профессия будет востребована через 10 лет, если к этому не лежит душа.
Робототехнику нужно уметь монетизировать
Нами собрано семь роботов, и всех мы продали. Сейчас они ездят по городам России и странам СНГ, участвуют в выставках. Один из них даже побывал в Польше и Италии.
Стоимость робота, в среднем, — от 800 тысяч до 1,3 миллиона рублей.
Меня иногда спрашивают: «Почему вы так дорого продаёте?». А я отвечаю: «Мотор стоит, например, в Китае 3300, а в Иркутск приходит за 11000». Кроме того, я оплачиваю доставку и таможенную пошлину. Когда стоимость покупки превышает 200 евро, а у меня всегда так и бывает, то к сумме прибавляют ещё 15%. Все эти моменты влияют на цену изделия.
Сейчас наши роботы уже уставшие, где-то что-то сломано или болтается. Когда с ними разрешают фотографироваться, дети виснут на руках и забираются на корпус. Но они до сих пор являются хедлайнерами любой выставки.
В основном все роботы у нас человеческого роста — 180 сантиметров. Если делаешь маленького, его воспринимают, как игрушку. У нашего последнего робота Пифагора было около 40 моторов. Он мог двигать каждым пальцем, руками, головой и даже садился.
Мы разработали специальный пульт управления «Аватар» — это уменьшенная кинетическая копия робота, она как кукла. Пошевеливаешь её, и робот точно повторяет движение.
Если бы я в 12 лет увидел все эти технологии, то раньше бы к этому пришел, а не в 40.
Задача в том, чтобы дети, пока они маленькие, смогли прикоснуться к будущему. Тогда к 15-20 годам они уже сами что-то сделают.
Сейчас роботы и супергерои настолько популярны, что детям достаточно насмотреться фильмов и комиксов, что не развивает творческие способности и креатив. Бывает такое, что они могут сделать сами, но видят то, что уже есть, и интерес пропадает.
Еще важный момент в робототехнике, когда ребёнок начинает этим заниматься, загорается, самое главное — монетизация. Если он еще и продаст своё изделие, то уже без работы не останется. В этом и есть удовольствие от процесса.
Я бы мог передавать свои знания детям. Причем интереснее, чем любая робошкола. Представьте, ребёнок сам себе сделает самокат или электроскейт. Вместо того, чтобы собирать пластиковый конструктор.
Два года назад пробовал устроиться в Кванториум, он как раз открывался. Но им нужен был специалист с педагогическим образованием, а у меня его нет. Они сказали: «Извините, вы не педагог». Прошло время и мне это уже не интересно, а тогда бесплатно был готов преподавать.
Про Иркутск и возможность переезда
Когда люди накапливают много знаний, они часто уезжают из города. Это работает, как с закипающей водой: самые заряженные молекулы отрываются от поверхности и улетают. Человек уже не хочет делать что-то здесь, потому что эта среда для него холодная. Поэтому многие скапливаются ближе к центру страны — в Москве и Санкт-Петербурге.
Меня постоянно зовут, предложений много. Не исключаю, что возможно уеду из Иркутска. 99% моих заказчиков из Москвы.
Что общего у колеса и велосипеда?
С момента появления человека у него была потребность перемещения в пространстве. Самое великое изобретение человечества — колесо. И я не согласен с теми, кто говорит: «Не надо изобретать велосипед». Надо!
Когда его изобрели, сколько итераций (повторений — прим. авт.) было? Миллион. Надо бесконечно изобретать велосипед! Да, это может быть дорого, в минус себе, может не продаваться, но ты должен это делать. Потому что следующий, кто увидит твоё изобретение, скажет: «Не хочу так делать, сделаю по-своему». И вот такой взаимное влияние приводит к совершенству и развитию технологий.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой и из архива героя публикации
Алина Вовчек, IRK.ru
Если он создаёт роботов сейчас, значит они не из будущего, они уже в настоящем