С апреля «Победа» перестает летать в Иркутск. По официальной версии, лоукостер уходит из региона из-за отказа аэропорта соблюдать стандарт авиакомпании по запрету касания самолета наземной техникой. Так компания снижает риски повреждения воздушного судна.
В аэропорту заверили, что конфликта с перевозчиком не было. «Победа» требовала, чтобы трап не касался самолета, а это небезопасно, между ними образуется свободное пространство в 15 сантиметров.
По неофициальной версии, причиной ухода «Победы» могло стать повышение тарифов за стоянку. В пресс-службе иркутского аэропорта информацию опровергли.
Казалось бы, кому как не правительству региона — владельцу контрольного пакета акций воздушной гавани — вмешаться в ситуацию и договориться с авиакомпанией. Но областные власти пока безмолвствуют, хотя очевидно, что с уходом «Победы» транспортная доступность региона станет ниже, что явно не способствует развитию региона.
В Бурятию «Победа» зашла по инициативе Алексея Цыденова, именно с его подачи достигнуты договоренности и заключено соглашение с авиакомпанией. Рейсы Москва-Улан-Удэ были запущены в октябре 2017 года и продолжаются до сих пор.
Полеты из Иркутска в Москву «Победа» запустила с апреля 2018 года. Стоимость билетов начиналась от 4999 рублей. Периодически авиакомпания устраивала акции, где цена перелета в одну сторону составляла 499 рублей. В расписании на апрель нашего города нет, сайт авиакомпании предлагает выбрать альтернативный маршрут через Улан-Удэ.
Из-за низких цен рейсы «Победы» пользовались популярностью, несмотря на то, что в стоимость авиабилетов не входило бортовое питание и провоз багажа. Для некоторых жителей региона лоукостер стал настоящей находкой.
Генеральный директор компании «Дикая Сибирь» Александр Деев убежден, что уход «Победы» — провал для региона, потому что молодые предприниматели из-за прекращения дешевых перелетов потеряют возможность участвовать в конференциях, выставках и других мероприятиях. В результате активность малого бизнеса снизится.
— Многие откажутся от поездок, я сам буду летать раз в два-три месяца S7 и «Аэрофлотом» и внимательно следить за стоимостью билетов. С приходом «Победы» для меня слетать в Москву стало как съездить из Ангарска в Иркутск, было удобно. Успел провести много встреч в столице, поучаствовать в полезных мероприятиях, и тот опыт и знания, которые приобрел там, пригодились, использую их в работе. Это было хорошее подспорье для развития любого проекта, — считает он.
Оценив преимущества лоукостера, предприниматель начал летать в Москву трижды в месяц. На ноябрь и декабрь Александр купил билеты по акции. Перелеты обошлись в 8-10 тысяч туда-обратно, тогда как другие компании предлагали перелет за 18-20.
— По моим подсчетам, порядка 7000 человек могли летать «Победой» ежемесячно из Иркутска. Самолет вмещает до 200 человек, а заполняются они обычно полностью, — объясняет Александр Деев. — Помимо предпринимателей есть люди, которые едут туда навестить родственников. Те, кто везет на обследование детей либо родителей. Эта категория людей едет в Москву с большой надеждой, чтобы получить качественное лечение и пройти обследование у специалистов. В этом плане мы сильно просядем, если не будет альтернативы. Многие будут махать рукой и оставаться дома, никуда не уезжая. Туризм круглогодичный от ухода «Победы» тоже вряд ли останется в выигрыше.
Депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен направил запросы министру транспорта России Евгению Дитриху и гендиректору авиакомпании «Победа» Андрею Калмыкову. По его мнению, невозможность воспользоваться «Победой» для перелета в европейскую часть России снизит конкуренцию и вызовет социальную напряженность у жителей региона на фоне доступных по цене авиабилетов. Сергей Тен взял на контроль ситуацию с отменой полетов в Иркутск.
— Стоимость билетов на рейс авиакомпании «Победа» из Иркутска в Москву и обратно, к примеру, в эти выходные стоят 10 998 рублей. Аналогичные Билеты на «Аэрофлот» стоят 14 984 рубля, то есть почти на треть дороже. Летом разница в ценах, уверен, будет ещё больше. Посмотрим, что ответят, — написал он на странице в «Фейсбуке».
Иркутское отделение Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» тоже готовит обращение по ситуации с отменой полетов «Победы». Как пояснил заместитель председателя Александр Чалбышев, появление лоукостера в Иркутске стало прорывом для бизнеса, раньше приходилось ехать в Красноярск или Улан-Удэ, чтобы выгодно улететь в Москву.
— У меня у самого количество командировок прибавилось, это и общение, и конференции, мои друзья и знакомые тоже стали активно вести свой бизнес, выводя его за пределы Иркутска. Партнеров приглашать комфортнее стало сюда, — отмечает Александр, — Очевидно, будет сложнее вести бизнес, выстраивать взаимоотношения, потому что редкие поездки в Москву или беседы по видеосвязи — это хуже живого общения. Усилится закрытость бизнеса, уменьшится степень его развития, поэтому мы, как представители бизнеса, против того, чтобы «Победа» уходила с нашего рынка.
Другие авиакомпании обращали внимание на присутствие «Победы» на рынке, считает Чалбышев, и корректировали стоимость авиабилетов. Цены снижались не столь существенно, на 5-10%, но даже это имело значение для жителей региона.
С приходом «Победы» у людей с невысокими доходами, которые по 10-15 лет никуда не летали, появилась возможность посетить Москву. Как пояснил представитель иркутского отделения «Опоры России», многие брали билеты и ехали, им неважен был багаж, питание, главное — недорого доехать в столицу, а из нее уже хоть куда.
На лечение в Москву «Победой» летают дети с разными заболеваниями, в том числе с ретинобластомой (рак глаза). Как рассказала председатель иркутского регионального отделения международной общественной организации инвалидов «Стеллариум» Ирина Худаева, таких детей сейчас двое, два раза в месяц они вынуждены летать в столицу для проведения процедуры.
— «Победой» мы летаем последние два-три месяца. Нам удобно, что самолет прилетает во Внуково. Аэропорт расположен недалеко от города и рядом с клиникой, в которую нужно ехать, — объясняет руководитель общественной организации. — Нам нужно много полетов. В январе у нас улетело более 30 человек. Часть билетов нам дает S7 бесплатно, часть — «Аэрофлот» для пациентов, которым требуется оперативное лечение, но поскольку нужны были еще места, покупали билеты у «Победы».
По словам сотрудницы «Стеллариума» Агнии Малковой, в некоторых ситуациях «Победа» была просто спасением. «Когда в пятницу вечером сообщают, что ребенок в понедельник должен быть в Москве в больнице, попросить билеты у авиакомпании или собрать деньги на перелет, мы не успеваем. В других авиакомпаниях, чем ближе к дате вылета, тем дороже билеты. Для нас это было очень важно, что можно купить дешевые билеты и оперативно отправить ребенка на лечение», —говорит Агния.
Йогатерапевт Елена Синева регулярно летает в Москву на учебу и на научные конференции. Теперь с уходом лоукостера из региона она будет пробовать летать в столицу из Улан-Удэ, а еще внимательнее смотреть скидки и акции.
— Полгода уже летаю в Москву «Победой». В декабре слетала за 8 тысяч рублей туда-обратно, в четверг улетаю учиться уже за 12 тысяч. Дороже, но всё-таки дешевле, чем у других авиакомпаний, потому что у S7 смотрела на те же даты билеты стоят около 20. Я не так много зарабатываю, чтобы 10 тысяч были для меня пустяком, — поделилась йогатерапевт.
Елена надеется, что отношения компании и нашего аэропорта утрясутся и «Победа» вернется. Поездки в Москву важны не только для нее самой, в столицу могут слетать ученые, специалисты любых направлений и привезти в Иркутск новые знания, что в итоге улучшит жизнь иркутян и повысит качество работы во всех сферах.
— Вот я слетала в декабре, привезла знания по пояснице, крестцу и нижним конечностям, полечила людей по новым технологиям. Билет будет дорогой, значит не слетаю, не привезу новых знаний. Тем более, понятно, что випы как летали так и будут летать, их не волнует, а речь идет об остальных людях, которые летают на свои деньги, — подводит итог Елена.
У многих жителей Иркутской области в Москве живут родственники. Светлана Демидова из Братска полетела «Победой» к дочери. Из Братска на S7 билет самого дешевого тарифа стоит около 18 тысяч рублей. Значит перелет туда-обратно обошелся бы в 36 тысяч. Таких денег у братчанки нет, а поездом ехать долго.
— Я узнала про «Победу», прочитала все правила. Билет в одну сторону обошелся мне в 6000 рублей, плюс билет на автобус Братск-Иркутск — 1400. В итоге дорога до Москвы через Иркутск вышла мне в 7400 рублей. 18000 — 7400 = 10600 рублей экономим, — делится расчетами жительница Братска. — Впечатления отличные. Самолёт новый. Стюардессы приветливые. Заранее при покупке билета бесплатно выбрала хорошее место. Я довольна поездкой.
Отношение к «Победе» у россиян неоднозначное. Лоукостер достаточно часто оказывается в эпицентре скандалов. Достаточно вспомнить историю, когда семейной паре с младенцем запретили занять свободные места рядом в салоне самолета. После того, как супруги заняли удобные для путешествия места, их сдали в полицию как дебоширов.
Историк Алексей Петров в «Фейсбуке» поделился своим отношением к лоукостеру: «Летал один раз: без еды и багажа — не мой вариант». В комментариях были и другие замечания к «Победе»: «Не жалко. Корявая компания», «Честно скажу: ни разу не удавалось пока купить билеты на эту компанию. А без багажа крайне редко летаю. Вообще редко», «У меня брат этой „Победой“ летал. Сказал, что больше на этажерке летать не будет!».
— Каждый перелёт в этой авиакомпании я выходил с самолёта крайне злым. Ощущение, что сотрудникам говорят: «Мы ненавидим людей! Придирайтесь ко всему, что заметите», — поделился впечатлениями фотограф Кирилл Фалеев.
В последней поездке сотрудники авиакомпании требовали иркутянина, чтобы на регистрации он сдал в багаж ноутбук. Устройство на пол-сантиметра не подходило под норматив ручной клади. В итоге ноутбук разрешили пронести с собой, но еще раз проверяли габариты прямо перед дверью вылета.
30 марта «Победа» совершит заключительный рейс из Иркутска. В апреле лоукостер возобновляет полеты в Тюмень, которые были прекращены в середине 2017 года. Аэропорт Рощино сумел снова наладить контакты с авиакомпанией. Получится ли это у Иркутской области, вопрос пока открытый, но жителям региона нужны дешевые билеты в Москву, а значит нужна «Победа».
Фотографии со страницы в Facebook
Алина Вовчек, IRK.ru
Ботам бесполезно это объяснять.
Им главное чтоб билет был по 30 т.р. туда-обратно до Москвы и поменьше быдла в их понимании.
Ждем возвращения Победы.