Нет гарантий — нет чемпионата
Известие о том, что чемпионат мира по хоккею с мячом 2019 года будут переносить из Иркутска в другой город, пришло вечером 21 августа. Об этом сообщила Федерация хоккея с мячом России, не уточняя новое место проведения. В её официальном заявлении говорится, что по договорённости с правительством Иркутской области мировой форум в столице Восточной Сибири состоится, но позже.
Эта новость была неожиданной и в некоторой степени сенсационной, потому что ничего не предвещало. Власти Иркутской области сами подавали заявку на проведение мужского чемпионата в 2019 году, и в июле 2016-го её одобрил исполком Международной федерации бенди на заседании в Черногории. Опыт у Иркутска в проведении соревнований международного уровня есть: в 2014 году у нас проходил чемпионат мира по бенди среди мужских команд, а в 2017-м — мировое первенство среди девушек.
Причину переноса турнира сообщили федеральные СМИ со ссылками на члена исполкома Федерации хоккея с мячом России Сергея Мяуса и президента Международной федерации бенди, главы Федерации хоккея с мячом России Бориса Скрынника. Оба заявили, что Иркутск к проведению чемпионата не готов. Международной федерации не предоставили гарантии, что к 2019 году в городе возведут ледовую арену для бенди. Иркутску именно под строительство нового стадиона давали право на проведение турнира.
Возвести спорткомплекс предлагал губернатор Сергей Левченко. В интервью на радио «Комсомольская правда» в январе 2016 года он заявлял, что в этом его поддержал министр спорта России Виталий Мутко.
— Мы договорились, что сейчас в ускоренном варианте делаем проект сооружения ещё одного ледового стадиона, несмотря на то что у нас есть негативный опыт 15-летнего строительства Ледового дворца, — сказал тогда губернатор. — Но это несколько иные функции. Он будет для большого русского хоккея — хоккея с мячом, и с конькобежными дорожками. На четыре тысячи зрителей. Если мы сделаем этот проект в течение пяти-шести месяцев, территория уже отведена, то успеем до конца года провести разные виды экспертиз. И он (Мутко. — Прим. ред.) сказал, что приблизит с 2018 года на следующий финансирование строительства, и мы этот объект построим в течение двух лет.
— Но работы по строительству фактически ещё не начались, не выдан даже проект, — заявил 21 августа Борис Скрынник агентству ТАСС. — Завтра будет направлено ещё одно письмо в адрес губернатора Иркутской области с просьбой предоставить гарантии того, что в 2020 году стадион будет построен. Если гарантии будут получены, то, скорее всего, это (проведение чемпионата мира в Иркутске. — Прим. ред.) будет 2020 год.
А Сергей Мяус сообщил, что новый город для чемпионата будет определён в октябре. И скорее всего, турнир решат проводить не в России.
Дикое желание шведов
Представители российской и международной федераций бенди чётко обозначили причины переноса чемпионата в другой город. Добавить, казалось, было нечего. Но у Иркутска обнаружилась своя версия событий. На пресс-конференции 22 августа президент региональной федерации хоккея с мячом Владимир Матиенко признал, что сроки строительства ледовой арены сорваны, но это стало не единственной причиной. По его словам, на самом деле поводов было несколько. Он их изложил в весьма интересной последовательности, в которой неготовности Иркутска отвёл последнее место.
— Шведы ещё тогда, когда определялся Иркутск на первенство 2019 года, изъявляли дикое желание, чтобы отдали первенство им, поскольку в одном из шведских городов будет отмечаться в 2019 году столетие бенди. Это первая причина, почему мы пошли навстречу, — сообщил Владимир Матиенко. — А вторая причина — это то, что, получается, несколько годов подряд первенство мира проводится в России, а не в других странах. И третья причина, которая тоже является одной из основных, это то, что мы к 2019 году никоим образом не успеваем построить тот стадион, который планируем строить и который губернатор Иркутской области Сергей Левченко очень серьёзно намерен сделать.
В срыве сроков Владимир Матиенко обвинил институт «Иркутскгражданпроект», который в ноябре 2016 года выиграл конкурс на проектирование ледовой арены, запросив за работу 26,6 миллиона рублей — на восемь миллионов ниже заявленной в документации цены. Кстати, в конкурсной документации указано, что на проектирование исполнителю отводится год, а не пять-шесть месяцев, о которых говорил губернатор. Но в каком-то виде проект сейчас уже есть. Судя по словам Владимира Матиенко, вид этот оставляет желать лучшего.
— «Иркутскгражданпроект» сделал проектно-сметную документацию, которую мы жесточайшим образом раскритиковали. И по вместимости, и по внешнему виду, — заявил он. — Они сделали сарай.
А потом Владимир Матиенко добавил, что в проектном институте ещё не знают, что он сейчас публично их критикует:
— Я после этой пресс-конференции врагом номер один для «Иркутскгражданпроекта» стану. Потому что это только в кабинетах до настоящего времени обсуждалось.
Генеральный директор проектного института Владимир Юртин затруднился прокомментировать критику Матиенко в свой адрес:
— Ну, наверное, ему виднее. Не знаю, на основании чего он такое заявление сделал. Проект согласован в городе, сдан заказчику. Мне очень интересно это слышать. В той части, в которой мы отработали, проект принят. Знаете, даже не могу прокомментировать.
Известно, что 26 апреля этого года на Градостроительном совете в правительстве области представляли проект стадиона для бенди. Как сообщало информагентство «Альтаир», участники тогда высказали много замечаний, на что представители «Иркутскгражданпроекта» заявили: контракт был на предварительное проектирование, поэтому не все задачи оговаривались. И выполнили работу за очень короткий срок — 80 дней.
Александр Битаров, будучи на тот момент ещё председателем правительства, задавался вопросом, зачем было спешить, и пообещал результаты обсуждения доложить губернатору. Видимо, итогом дискуссии стал отказ от работы «Иркутскгражданпроекта». Вопрос о спешке остался без ответа.
Агрессивные чиновники и серьёзные люди
Владимир Матиенко в Иркутске пока единственный, кто держал ответ перед местными журналистами, ни от губернатора, ни от областного министерства спорта комментариев не поступало. Матиенко же на пресс-конференции выкладывался по полной, как настоящий вратарь.
— Я сегодня утром встречался с губернатором, мы ещё раз проговорили все вопросы, встреча была с участием министра спорта Резника, и губернатор очень серьёзно настроен на то, чтобы мы навалились и общими усилиями к 2020 году построили крытый стадион, — заявил он. — Мы не собираемся сидеть сложа руки. Перенос первенства мира не говорит о том, что мы где-то, извините, облажались и не хотим его проводить. Нет, это просто, я считаю, ещё одно свидетельство того, что мы всерьёз намерены строить крытый стадион. Настроение у всех нас и у губернатора в хорошем плане агрессивное для того, чтобы реализовать всё то, что мы задумали.
К строительству агрессивные чиновники решили привлечь компанию из Кемерова, которая сейчас возводит, как выразился Матиенко, «шикарный дворец спорта» в Красноярске к Универсиаде. У неё же возьмут готовый проект, который нужно будет только адаптировать под наши условия и добавить в него конькобежные дорожки.
По предварительной оценке, объект обойдётся в сумму под пять миллиардов рублей. По поводу потраченных из областного бюджета 15 миллионов на оплату работы «Иркутскгражданпроекта» Владимир Матиенко не особо опечален.
— Это не какие-то сумасшедшие деньги. Конечно, это тоже деньги, но что сделаешь. Это ошибка, — заявил он. — Я бы очень хотел, чтобы кемеровская фирма строила у нас. Это была бы визитная карточка города. Кроме того, это поле может трансформироваться в любое — в партер для баскетбола, если хотите, для волейбола, для проведения серьёзного мероприятия. Вместимость, которую предлагают кемеровчане, это 5500 зрителей. Встречался губернатор, и мы все встречались с этими товарищами. Они сказали, что за два года построят. Мы уже обсуждали с ними, что нам надо к 2020 году, просто публично нигде не говорилось о том решении, которое вчера международная федерация приняла, хотя мы по 2020 году уже давно работаем и просто-напросто ждали официального решения, которое примет Международная федерация хоккея с мячом. Вот.
Строить стадион для бенди хотят рядом с Ледовым дворцом и библиотекой имени Молчанова-Сибирского. По словам Владимира Матиенко, кемеровчане уже осматривали площадку и заявили, что вид на арену с моста будет «фантастическим».
— Кемеровчане сказали, что это место прямо рождённое для того, чтобы там поставить, — вдохновлён Матиенко. — Источники финансирования — бюджет области плюс софинансирование федерального бюджета. Мы рассчитываем и на помощь федерации конькобежного спорта. Губернатор будет встречаться с очень серьёзными людьми по этому вопросу. Нам нельзя терять время. Если мы хотим всё сделать, то должны в следующем году начать строительство.
Кто эти «серьёзные люди», Матиенко не уточнил, это осталось загадкой. Будущее проекта ледовой арены тоже видится туманным, несмотря на все усилия президента региональной хоккейной федерации.
Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»
«…серьезные люди»….