В чем соль?
Вопреки слухам, никакой химии с мудрёными формулами на дороги Иркутска не выливают. Вместо этого в МУП «Иркутскавтодор» используют обычную проверенную временем песко-соляную смесь, реже — солевой раствор.
— Это натуральный продукт, — рассказывает начальник цеха общестроительных работ МУП «Иркутскавтодор» Андрей Пономарёв. — В песко-соляной смеси доля соли всего 10 %, всё остальное — это песок и щебень. Дорога обрабатывается минимум два раза в сутки — утром и вечером. В солевом же растворе обычная вода и часть природного солевого раствора. Поливают его перед снегопадом, не постоянно.
Кстати, в иркутской песко-соляной смеси, утверждает специалист, используется обычная пищевая соль — в солонках у всех дома почти та же самая, разве что чуть лучше очищенная. Привозят её из Тыретского месторождения в Заларинском районе.
Для раствора соль тоже из нашего региона, а именно из Жигаловского района. Содержание соли расписано по нормам, так что «пересолить» городские улицы невозможно.
— Это регламентируется всеми СНИПами, ГОСТами по борьбе с гололедицей, прописаны нормы расхода на квадратный метр, а также условия, когда применяется соляной раствор, а когда — песко-соляная смесь.
Андрей Пономарёв уверяет, что у «иркутской» смеси показатель коррозийного воздействия даже в два раза ниже действующей нормы. Покрытие дорог тоже серьезно не страдает — соль растворяется, а с потеплением быстро вымывается дождями.
Зачем?
«Почему бы просто не убирать улицы почаще?» — этим вопросом часто задаются обыватели, недовольные использованием реагентов. Ответ, утверждает Андрей Пономарёв, находится на поверхности — в приоритете всегда была безопасность людей и дорожного движения.
При снегопаде накат на дорогах возникает практически мгновенно, поэтому первоочередной задачей становится превращение пластов оледенелого снега в рыхлую кашу, чтобы затем эффективно очистить дорогу без ущерба для дорожного полотна.
— Снег прошёл на дороги, машины поехали, — говорит специалист «Иркутскавтодора». — Сначала накат, потом жалобы, аварии. Чтобы содрать накат с асфальта, надо применять грейдер, повреждающий его. От песко-соляной смеси получается своеобразная пленка, которая не прилипает к шинам, что делает движение безопаснее.
И снова всё регламентировано — действующий ГОСТ четко устанавливает сроки уборки наката с улиц. Если не обработать дорогу песко-соляной смесью, то уборка снега выходит и дольше, и сложнее.
За месяц МУП «Иркутскавтодор» расходуют более 9 тысяч тонн реагентов, за зиму обрабатывают в общей сложности около 800 километров дорог. В 2016 году развезли 2300 тонн соли, солевой смеси — 1600 тонн. На 2017 год заключен контракт на 4900 тонн соли и 1900 тонн солевого раствора.
Варианты?
Но действительно ли иркутский способ борьбы с гололёдом — меньшее из зол? Для ответа на этот вопрос необходимо знать, с чем сталкиваются автовладельцы и пешеходы по всей стране.
Показателен опыт Москвы: по информации «РИА Новости», зимой 2002 года столичные власти заменили использовавшуюся ранее техническую соль на новые реагенты — твердый хлористый магний «Биомаг», хлористый кальций, ингибированный фосфатами, жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Реагенты, однако, создавали «масляную» пленку на дороге, отчего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз, а почвы и природные воды накапливали анионы магния.
После 2005 года от «Биомага» отказались. Вскоре на вооружение в качестве основного противогололёдного средства для обработки проезжей части взяли жидкий реагент — 28%-ный раствор ХКМ. Как показали лабораторные исследования, он не только расплавляет лед, но и улучшает состояние почвы.
Но и тут проблемы: коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30 % даже по сравнению с мокрым асфальтом, а срок действия реагента составляет лишь 3 часа, дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки. К тому же хлористый кальций разъедает металл автомобилей, вредит обуви, вызывает аллергию у людей и небезопасен для животных. По сообщениям ветеринаров, зимой увеличивается количество жалоб собаководов, чьи питомцы стали чаще получать химический ожог лап.
Наконец, для тротуаров и пешеходных дорожек зачастую используют мраморную или гранитную крошку. Она не опасна для окружающей среды и при этом достаточно эффективна. Правда, крошка не вымывается, а откладывается на дорожном полотне, дополнительно истирая его, а сама со временем превращается в слой грязи.
На этом фоне, считает Андрей Пономарёв, натуральные составляющие «иркутской» смеси — наиболее приемлемый и экономный вариант.
— Конечно, есть альтернативы, — говорит сотрудник «Иркутскавтодора». — Ведь наука не стоит на месте. Существуют зарубежные марки, но они несопоставимы по ценам и будут дорого обходиться.
Что касается негативного воздействия «иркутского» рецепта, то проблема, конечно, никуда не исчезает. Андрей Пономарёв признает, что соляной раствор может повлиять на цвет обуви и износ шин, но придерживается мнения, что человеческие жизни гораздо важнее.
— Мы, конечно, понимаем жителей, их негодование из-за солёной обуви, резины, машин, — замечает специалист «Иркутскавтодора». — Но на первое место тут поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам. Пусть лучше ботинки пострадают, чем люди будут биться в авариях.
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Мой первый комментарий!
А где статистика ГИБДД, гласящая о том, что от посыпания этой смеси количество ДТП снизилось? Расчет нужно произвести пропорционально растущему количеству автомобилей в городе.