Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Хроники Ледового дворца: от проекта до открытия

Семнадцать лет, шесть губернаторов, три мэра и 971 миллион 641 тысяча рублей — иркутский Ледовый дворец стал символом целой эпохи скандалов, судебных разбирательств и срыва всевозможных сроков. Для сравнения: иркутскую пирамиду строили в два раза дольше, чем римский Колизей, и всего на три года быстрее пирамиды Хеопса. Хроника создания Ледового дворца, от идеи до открытия, — в материале ИА «Иркутск онлайн».

«Мы строили, строили…»

Строительная эпопея началась при губернаторе Борисе Говорине. В 1999 году группа архитекторов подготовила проект Ледового дворца на три тысячи зрительских мест. Утвердили площадку, подготовили эскизы, один из них, ступенчатую пирамиду, взяли за основу. Как сообщает «Иркипедия», этот вариант удачно подчеркивал особенности рельефа, перепады в сторону Ангары.

Дворец активно возводили до конца 2002 года, когда выяснилось, что для продолжения работ в городском бюджете не хватает денег. Объект заморозили. Всего на первой фазе строительства успели освоить около 150 миллионов рублей.

Проект Ледового дворца. Изображение с сайта «Иркипедии»
Проект Ледового дворца. Изображение с сайта «Иркипедии»

Конструкции дворца, никем не охраняемые и ничем не защищенные, остались под открытым небом до конца 2010 года. Недострой облюбовали роуп-джамперы (люди, совершающие прыжки с верёвкой с высокого объекта. — Прим. ред.), а особо предприимчивые граждане даже организовывали там дискотеки. Дошло до вмешательства надзорных органов — 21 июня 2010 года прокуратура Свердловского района запретила проводить массовые мероприятия на территории объекта.

Первые попытки подключить к стройке федеральные средства успехом не увенчались. В 2010 году иркутские СМИ сообщили об интересе венгерского государственного банка «Exim» и строительной группы Obuda-Ujlak к недостроенному дворцу. Интересом, правда, дело и ограничилось.

Спасительной для Ледового дворца оказалась юбилейная дата — финансирование его достройки приурочили к 350-летию Иркутска. Случилось это уже при губернаторе Дмитрии Мезенцеве. Работы возобновились в январе 2011 года.

Проект Ледового дворца.  Изображение с сайта «Иркипедии»
Проект Ледового дворца. Изображение с сайта «Иркипедии»

Конкурс на достройку выиграла московская компания «Спецстрой-7». Ржавеющий «скелет» Ледового дворца начал преображаться: подвели коммуникации, усилили перекрытия, смонтировали металлические сэндвич-панели. В качестве материала для фасада выбрали дорогостоящий алюминиевый профиль из Германии — кальцип. Как этот выбор сказался на внешнем виде объекта — остается судить горожанам.

Первый хоккейный матч во дворце состоялся задолго до официального открытия — 30 декабря 2011 года. Работы на тот момент были далеки от завершения — оставались недоработки по части вентиляции, освещения, автоматики. В объект требовалось вложить еще не меньше 150 миллионов рублей. Открытие намечали на первое полугодие 2012 года.

Дмитрий Мезенцев на первом матче в Ледовом дворце в 2011 году. Автор фото — Юрий Назыров
Автор фото — Юрий Назыров

Дмитрий Мезенцев на первом матче в Ледовом дворце в 2011 году. Автор фото — Юрий Назыров

Автор фото — Юрий Назыров

Суд да дело

Ледовый дворец стал не только скользкой темой для ряда политиков, но и поводом для трех уголовных дел в отношении причастных к стройке лиц. К 2012 году объем невыполненных работ составлял 211 миллионов 606 тысяч рублей. В октябре глава регионального управления капитального строительства Павел Таюрский заявил о необходимости выделения дополнительных 180 миллионов рублей и об обнаружении дефектов части несущих конструкций, которые, по его словам, находились в аварийном состоянии.

Последовавшая череда переносов даты открытия Ледового дворца вкупе с растущими бюджетными тратами заинтересовали следственные органы. В конце 2013 года в отношении руководителя УКСа Павла Таюрского возбудили уголовное дело за превышение должностных полномочий.

По данным следствия, он незаконно заключил с ООО «Спецстрой-7» дополнительное соглашение и выплатил аванс в размере 192 миллионов 857 тысяч рублей. Второе дело возбудили в августе 2014 года по статье «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Ледовый дворец в 2011 году. Автор фото — Юрий Назыров
Ледовый дворец в 2011 году. Автор фото — Юрий Назыров

Установлено, что директор «Спецстрой-7» Максим Ковпак обманом завладел суммой из аванса в размере 139 миллионов 758 тысяч рублей. Кроме того, УКС принял и оплатил невыполненные по факту работы на сумму свыше 22 миллионов рублей.

О ситуации в феврале 2016 года рассказывал в интервью «Иркутск онлайн» начальник следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области Андрей Бунёв:

— Павел Таюрский, бывший директор УКСа, тот человек, который подписал документы, по ним Ковпак получил из бюджета авансовый платеж, говорит: «Подписал сам, по таким-то основаниям». Мы спрашиваем: ты что, действительно сам решил вопрос? Он отвечает: «Мне сказали, чтобы я обеспечил строительство, а я знаю, что они на эти деньги достроят, потому что фирма огромная, по всей России строила. Я перечислил авансовый платеж, если бы не банкротство, они бы достроили».

Андрей Бунёв. Фото пресс-службы СУ СКР по Иркутской области
Андрей Бунёв. Фото пресс-службы СУ СКР по Иркутской области

В итоге действия руководителей УКСа и «Спецстрой-7» причинили ущерб бюджету региона в размере 161 миллиона 853 тысяч 327 рублей. Суд признал Павла Таюрского виновным и назначил наказание в виде четырех лет исправительной колонии общего режима. Рассмотрение дела Максима Ковпака продолжается.

Наконец, в августе 2015 года возбуждено уголовное дело по статье «Халатность» в отношении должностных лиц администрации Иркутска и областного правительства по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при строительстве Ледового дворца и расходовании 971 миллиона 641 тысячи рублей без достижения результата.

— Я читаю газету 2010 года, — прокомментировал ситуацию Андрей Бунёв, — «Ледовый дворец и уникальная библиотека будут сданы в срок» — к 1 сентября 2011 года. Такие обещания дал министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. Знакомая фамилия в нынешнем правительстве, не находите?

Глава регионального СУ СК заметил, что действия Руслана Болотова и президента Союза строителей Иркутской области Юрия Шкуропата пристально проверялись.

— Понятно, что есть ситуация, ситуация криминальная. И следствие должно вестись в тишине, нормально и спокойно. Должны допрашиваться люди, должны изучаться документы, — сказал Андрей Бунёв.

Нецелевого расходования средств, впрочем, не зафиксировали — экспертиза заключила, что все расчеты в сметах соответствовали нормам.

Лёд тронулся

Строительная чехарда завершилась лишь при губернаторе Сергее Ерощенко. В ноябре 2014 года стало известно, что для завершения Ледового дворца привлекут внебюджетные средства. С января 2015 года за достройку объекта взялась «Физкультурно-строительная организация „Алекс“».

Представитель компании Александр Быков рассказал, что достроить и открыть Ледовый дворец компания планировала за год. Но последовавшие судебные тяжбы заставили ждать открытия в два раза дольше. Пока объект простаивал, компания «Алекс» оплачивала его обслуживание. На содержание ежемесячно уходил почти миллион рублей.

— Нашей целью было ввести каток и развивать в нашем городе хоккей и фигурное катание. Основная трудность была в том, чтобы убедить тех людей, от которых зависел ввод, что этот дворец действительно нужен городу, что без него спорту будет нелегко развиваться.

По словам Александра Быкова, компания полностью достроила объект и устранила все выявленные нарушения. Несмотря на это, в январе 2016 года Руслан Болотов, уже в должности заместителя председателя правительства Иркутской области, заявил о необходимости дополнительных экспертиз несущих конструкций. «Ни один узел несущих конструкций не был нормально исполнен. Это не просто наши опасения, а то, что известно по результатам обследования», — говорил он.

Суд потребовал провести новую экспертизу, к которой привлекли специалистов из ИрНИТУ. Они также признали, что объект безопасен.

— По документации, которую организации предоставил заказчик, мы всё сделали вовремя, но открыть дворец нам не позволяют, — рассказывал в начале октября 2016 года Александр Быков в интервью «Восточно-Сибирской Правде». — Если судебный процесс затянется, возможно, мы расторгнем концессионное соглашение. Мы вложили в развитие областной собственности большую сумму и потребуем её обратно.

Во время последнего исследования обнаружилась мешавшая формальность: дворец не соответствовал нормам пожарной безопасности в редакции 2009 года. По ним, для подобных зданий вместимостью более 800 человек необходима первая степень огнестойкости. Проект же Ледового дворца был одобрен в 2006 году и обеспечивал лишь вторую степень.

Последняя экспертиза постановила: все выявленные нарушения строительных норм и правил несущественны и устранимы. По заверениям Александра Быкова, компания «Алекс» работы по пожарной безопасности по новым нормам успешно произвела.

Счастливый финал?

После продолжительных тяжб суд признал здание Ледового дворца «соответствующим требованиям действующего законодательства, регулирующего безопасность зданий и сооружений».

Более чем долгожданное открытие Ледового дворца состоялось в ноябре 2016 года. Оно прошло тихо, без лишней помпы. 19 ноября, спустя почти пять лет после «открытия» в декабре 2011 года, под сводами иркутской пирамиды состоялся хоккейный матч, а 11 декабря завершились первые официальные соревнования по фигурному катанию.

На базе Ледового дворца теперь могут работать три детские спортивные секции: по фигурному катанию, хоккею с шайбой и шорт-треку. Секции рассчитаны на посещение около 500 детей и работу пяти тренеров.

По словам Александра Быкова, представители компании-концессионера объявили конкурс на лучшее название для Ледового дворца. Он проходит в два этапа: на первом горожане предлагали свои варианты, из которых жюри отобрало наиболее популярные.

2016 год
2016 год

2016 год

2016 год

На втором этапе в ходе голосования в интернете определят победителя. С помощью аналогичной схемы в Иркутске уже выбрали название для водно-спортивного комплекса в микрорайоне Солнечном. Тогда по итогам конкурса его назвали… «Солнечный». Организаторы от компании «Алекс», впрочем, ждут от горожан оригинальные и звучные варианты.

Едва завершился строительный хоррор Ледового дворца, а в Иркутске уже запланирован новый спортивный объект — власти региона взялись за создание центра по хоккею с мячом. Завязка новой истории такова: конкурс на выполнение проекта выиграли конструкторы Ледового дворца.

Автор фото — Валерия Алтарёва

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Milly_Vanilly 14 декабря 2016 в 19:47

    Ох уж этот Болотов…Еще с Шелехова к нему доверия нет. Разочаровал меня Левченко вот этими своими назначениями совсем. Лучше бы уж Ерощенко был…Кстати, кто мне скажет, если чиновника посадили в тюрьму, он потом имеет право занимать руководящую должность в правительстве? А то мне кажется после…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля