Знаковое событие
Строительство вокзала в Иркутске началось в июле 1897 года, за год до прихода первого поезда. Кирпичное здание площадью 466 квадратных метров построили по типу красноярского вокзала, автором проекта которого был архитектор Николай Соловьев. Проектировщиком станции в Иркутске называют архитектора Мациевича.
Закладка вокзала в Иркутске проходила в торжественной обстановке. Архиепископ Тихон совершил молебен и заложил первый камень в фундамент будущего здания. Второй камень положил глазковский приходской священник, третий — генерал-губернатор.
На мероприятии присутствовали гражданский губернатор Иркутской губернии Иван Моллериус, городской голова Владимир Сукачев, помощник шефа жандармов Александр Пантелеев и князь Георгий Андронников, начальник строительства первого участка Забайкальской железной дороги. Горожане наблюдали за историческим моментом со стороны Глазковского предместья и с лодок.
«Вокзал в какой-то канаве»
Пока велись работы по строительству железнодорожной станции, иркутяне не только ждали быстрого сообщения с европейской частью страны, но и бурно обсуждали плюсы и минусы местоположения вокзала. И надо сказать, минусов видели больше.
В июле 1898 года депутат городской думы, директор промышленного училища Викентий Тышко написал письмо Владимиру Сукачеву. Он высказал тревогу по поводу того, что часть Кругобайкальского гужевого тракта от понтонного моста (чуть ниже современного Глазковского моста) до подъема на Кайскую гору (улица Терешковой) сильно стеснена с одной стороны железнодорожным полотном, с другой — домами Глазковского предместья.
Тракт проходил по привокзальной площади. Часть его превратилась в единственный подъездной путь к вокзалу. Депутат предостерегал, что на этом участке «при большом скоплении движущегося люда, при возможном испуге лошадей, застигнутых параллельно движущимся поездом, возможны увечья и катастрофы с человеческими жертвами».
10 сентября 1900 года на заседании городской думы Викентий Тышко сделал очередное серьезное заявление по поводу станции. По его мнению, предложенное инженерами место в Глазковском предместье было большой ошибкой.
«У такого обширного торгового центра, как Иркутск, вокзал в какой-то канаве, граничащей с одной стороны с рекой, а с другой — с Кайской горой. В этой канаве, или, точнее, яме, у вокзала между горой и железнодорожным полотном ютятся дома обывателей, стесненных с двух сторон разом», — говорил Викентий Тышко.
В Глазковском предместье, по его мнению, не могла развиваться промышленность и торговля. Тышко считал, что люди вынуждены здесь проживать, «загнанные в эту вокзальную яму судьбой и железнодорожным отчуждением». Депутат заявлял, что железная дорога, расположенная в таком месте, не оправдает надежды, возложенные городом.
Вокзал в Иркутске мог бы находиться и на правом берегу Ангары, поскольку первоначально предполагалось, что железная дорога пройдет по берегу реки Ушаковки. Тогда станция Иркутск-1 размещалась бы в Знаменском предместье (ныне предместье Марата).
Первый поезд
Первый поезд прибыл на станцию Иркутск-1 (Иркутск-Пассажирский) 16 августа 1898 года. Его сформировали и отправили со станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный). Состав был украшен елочными гирляндами и флагами. На нем прибыли строители, их встречали инженеры и руководители строительства.
В начале XX века всего два-три поезда следовали до Иркутска и из него. Например, поезда Москва — Иркутск или Иркутск — Владивосток, которые ходили с 1903 года. На станцию составы прибывали не каждый день.
Интересно, что поезда дальнего следования, которые приходили из Москвы, в то время заканчивали свой маршрут в Иркутске. Если пассажир купил билет в Москве, а ему надо было ехать во Владивосток, то в Иркутске он сходил и пересаживался на следующий поезд. Прямое сообщение между Москвой и Владивостоком появилось позже, в одних источниках называют 1906 год, в других — 1909 или 1914 годы.
Наряду со зданием вокзала проект предусматривал и другие обязательные для станции постройки. Это багажный сарай, водогрейка, водонапорная башня и туалеты. Кстати, последние были красивыми по своей архитектуре зданиями и строились отдельно от вокзала.
Здания первых вокзалов в сибирских городах оказались очень маленькими. Правительство Российской империи изначально считало, что по железной дороге в этом направлении будет ездить гораздо меньше пассажиров, чем оказалось. Уже в 1902 году в Иркутске назрела острая необходимость расширения вокзала.
Еще один вокзал
Расширение вокзала началось с пристройки к основному зданию помещения площадью 90 квадратных метров. С просьбой увеличить занимаемые почтово-телеграфным ведомством помещения к железнодорожникам обратилось руководство службы.
С 1902 по 1903 годы составлялось несколько проектов нового вокзала. Все они по разным причинам были забракованы либо в Иркутске, либо в Петербурге. Проект, утвержденный столичным Управлением железных дорог в 1904 году, разработал гражданский инженер Вадим Коляновский.
Согласно проекту здание напоминало Сызранский и Читинский вокзалы. Оно было в три раза больше прежнего, его площадь составляла около 1600 квадратных метров. После внесения поправок, проект снова отправили в Петербург, и было получено разрешение на строительство.
Газета «Восточное обозрение» не раз указывала на тесноту первого вокзала, «могущего отвечать требованиям разве только какого-нибудь захолустного городка». Но руководство Забайкальской железной дороги тянуло с решением вопроса. Мало того, в 1905 году было принято решение ремонтировать зал первого класса. «В часы отхода пассажирских поездов на вокзале творилось что-то невообразимое», — писали журналисты.
В апреле 1906 года рядом с весьма скромным по размерам старым зданием начали строительство нового вокзала, отвечавшего всем требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Его открытие состоялось 11 ноября 1907 года.
В новом здании в двух залах обслуживались пассажиры первого, второго и третьего классов. В залах были свои буфеты, туалеты, парикмахерская, камера хранения, сберегательная касса и парадные комнаты. В зале первого и второго класса — паркетные полы, в зале третьего класса — асфальтовые. Привокзальный перрон вымостили плиткой.
В старом вокзале остались служба телеграфа и контора дежурного по станции. Часть здания предназначалась для пассажиров четвертого класса и переселенцев, а часть была отдана для хранения ручного багажа пассажиров первых трех классов. Для выполнения почтовых операций имелось здание рядом со старым вокзалом. В другом двухэтажном каменном доме на втором этаже находился телеграф и мастерская телеграфа, а на первом жила охрана и располагалась квартира унтер-офицера. Привокзальная площадь стала своеобразным центром Глазковского предместья.
Станция выросла
Когда вокзал только построили, путей было уложено всего три-четыре, сейчас их около 15. Отсыпка территории в сторону Ангары началась практически сразу, особенно интенсивно работы велись в советское время — в 30-е годы. Тогда расширялись многие станции Советского Союза, проводилось техническое перевооружение железных дорог.
В 1930-х годах управление Забайкальской железной дороги заказало научно-исследовательскому институту «Ленпроектпуть» технический проект по развитию станции Иркутск-1. В 1935 и 1936 годах такие проекты были выполнены.
Произошли некоторые изменения на станции, в том числе был реконструирован вокзал. Здание 1907 года постройки и вокзал 1898 года соединили новым зданием, построенным между ними. Вновь выстроенный переход выполнили в том же стиле, что и прежние постройки. Первый вокзал надстроили — появился второй этаж, у здания изменили внешний вид, а внутри переделали планировку.
В первой половине 1960-х годов во время очередной реконструкции к вокзалу пристроили пригородный павильон, сделали пешеходный тоннель, перепланировали помещения, расширили и благоустроили привокзальную площадь. В советские годы вокзал выкрасили в коричнево-бежевые цвета. Сегодня, если к нему присмотреться, можно заметить, что бежевым цветом выделено первое здание, построенное более ста лет назад.
В 1998 году, к столетию со дня прихода первого поезда, провели очередную реконструкцию иркутского вокзала. Последний раз здание меняло свой облик в 2004 году.
По решению руководства Восточно-Сибирской железной дороги в 1998 году в Иркутске открылся музей. Сначала его разместили на улице Карла Маркса в здании управления ВСЖД, потом перенесли в одно из зданий детской железной дороги на острове Юность.
С 2012 года музей ВСЖД открыт для посетителей в 130-м квартале по адресу: улица Кожова, 27. Здесь иркутяне смогут узнать об особенностях железнодорожной истории Иркутска. Музей работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Для групп в нем проводятся экскурсии, но можно прийти без компании и осмотреть экспозицию самостоятельно. Вход свободный.
За помощь в подготовке материала благодарим Музей истории ВСЖД ВСЦНТИБ — структурного подразделения ВСЖД — филиала РЖД и лично заместителя директора музея, кандидата исторических наук Александра Викторовича Хобту. Выражаем благодарность Службе корпоративных коммуникаций ВСЖД и лично начальнику сектора по работе со СМИ Альбине Михайловне Павленко. Спасибо за предоставленные архивные фотографии Музею истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова и лично заместителю директора по учету, хранению и реставрации Любови Николаевне Рубаненко.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Да! По сравнению с иными городами к западу, вокзал прямо и явно не отвечает требованиям 19 века! Аминь! 31 августа 2014 возвращаясь с отдыха на юге (Кисловодск-Иркутск) сойдя с вагона,взглянув на здание вокзала,на ту тесноту, неблагоустроенность,приземистость, грязь, весь этот бордель и кабак…