Игорь Парфенов, гендиректор транспортной компании СибМАП:
— Я считаю, что не надо было этот огород городить и выдумывать что-то новое. И так увеличивают стоимость дизельного топлива, на котором ездит большинство фур. Можно было решить этот вопрос элементарно: заложить дополнительный рубль или два в стоимость дизтоплива и объяснить, что эти деньги идут на дорожные сборы. Такой вариант был бы воспринят гораздо спокойнее, без протестов и забастовок.
Три года назад была ситуация, когда с начала нового года резко подняли стоимость дизтоплива — примерно с 25 до 28 рублей. Тогда объясняли, что это связано с повышением акцизов и включением в цену дорожного сбора. Нас оповестили заранее, все объяснили, поэтому повышение прошло спокойно.
У людей накипело. С начала года обещали отменить транспортный налог, но не выполнили. Более того, у нас в Иркутской области этот налог вырос в два раза. Также присутствует дорожный сбор в стоимости топлива, а еще и вводят эту систему «Платон».
Заставили установить тахографы — каждый такой аппарат стоит порядка 40—50 тысяч рублей. Все это ведет к очень большой финансовой нагрузке и накладывается на стоимость услуг. Наша компания небольшая, порядка 18 машин. Мы, например, не берем технику за деньги, а именно в кредит или в лизинг. Продажи российских грузовых машин и так катастрофически падают — у многих перевозчиков нет денег на обновление парка техники.
Наше отношение к «Платону» негативное. Хотя мы вынуждены были зарегистрироваться в системе, но готовы присоединиться к акциям протеста. Сама система вроде бы действует с 15 ноября, но по факту бездействует. Заявленное электронное подключение к сервису не работает. Чтобы зарегистрироваться, надо ехать к ним в офис и оформляться.
Сайт виснет через раз, хотя они заявляют, что это хакеры стараются. Но мне кажется, что это сама система не отработана. Расстояние считает неверно, оплатить онлайн невозможно: пару раз пытались — не проходят платежи. На сегодняшний день мы совсем бросили это дело и заняли выжидательную позицию.
Мы в основном занимаемся международными перевозками до Монголии или Китая, но выполняем заказы и по России. И введение «Платона» уже сейчас сказывается на стоимости наших услуг. Еще месяц назад мы оповестили всех заказчиков, что вынуждены будем увеличивать тарифы на перевозки как минимум на 5%. Потому что иначе никак. И если российские партнеры нас поняли, то китайские могут ситуацию и не одобрить — у них такие сборы не действуют.
Сергей Гречушкин, гендиректор Восточно-Сибирской транспортной компании:
— Сейчас наша техника стоит — ждем, когда система «Платон» начнет работать в полном объеме. Потому что даже по технике, зарегистрированной в системе, невозможно оплатить сборы, идут какие-то сбои. В компании обещают, что это будет налажено, поскольку сейчас хакеры не дают заработать программе в полном объеме. Но как по мне, так система сырая и недоработанная.
А в целом, с учетом тяжелого экономического положения нашей страны, вводить дополнительные сборы-поборы нецелесообразно, я считаю. Наши люди итак лишились заработка из-за сокращения грузопотока и объемов грузоперевозок. Водители имеют транспорт в кредитах-лизинге. Плюс тот же ГСМ поднялся в цене, а зимой его расход еще больше возрастает. А в довершение вводят «Платон». Дальнобойщики сейчас на грани выживания.
А самое главное — предоплату в систему «Платон» необходимо внести до начала движения. К примеру, если собираешься ехать в Москву, не получив еще ни копейки от клиентов, нужно уже оплатить этот сбор. А большинство дальнобойщиков не имеют денежного запаса — ждут предоплату и только потом грузятся, заправляются и едут в рейс.
А бывает, что и заявка срывается — что тогда нам делать, если предоплата в «Платон» внесена? Этот момент также непонятен и не отработан. Проблемы с системой еще будут, и большие. На наших тарифах это скажется — они станут минимум на 10% больше. География наших перевозок — по всей России. И если раньше можно было выкрутиться, взять на обратном пути груз получше, то сейчас проще постоять и подождать, что дальше произойдет.
Алексей Габагуев, генеральный директор транспортно-экспедиционной компании «СТЭС»:
— На мой взгляд, внедрение этой системы на 70% неоправданно. Понятно, что это сделано по аналогии с другими странами, где взимают плату за проезд большегрузных машин. Но я уже говорил, что в наших условиях собираемые деньги попадут в карман определенным личностям. То есть передали такую хорошую «кормушку» частной компании. А качество дорог не факт, что изменится в лучшую сторону.
Кроме того, ввели чрезмерно большой тариф на перевозки. Если сравнивать плату за проезд по федеральным дорогам в 3 с чем-то рубля за километр — в итоге складывается сумма примерно в 10% от стоимости перевозки. Плюс эта услуга не облагается НДС (налог на добавленную стоимость — прим. ИА «Иркутск онлайн»), что также создает определенные трудности.
На наших расходах введение «Платона» пока не сказывается. Мы осуществляем перевозки в основном в северные территории области и Якутию. Сейчас у нас пока межсезонье, еще ничего не возим, ждем декабря. Но когда начнется сезон, скорее всего, будет удорожание наших услуг для клиентов — как минимум процентов на 5. Другое дело, что в Якутии как таковых дорог нет, перевозки идут по зимникам. Я пока не знаю, как по таким дорогам с нас будет взиматься плата, учитывая их плачевное состояние.
Беседовал Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
хватит стонать дальнобойщик - возить товар нужно железной дорогой!