Суды, суды, суды
В начале ноября кандидаты приступили к активной агитации. По оценкам жителей района, претенденты на мэрский пост продвигают свои кандидатуры довольно скучно. На встречах с избирателями и в предвыборных листовках ничего принципиально нового не говорят — общие слова и расплывчатые формулировки.
Более интересны судебные тяжбы между кандидатами. Так, с иском о снятии одного из основных кандидатов, председателя думы Ревякинского МО Леонида Фролова, выступил самовыдвиженец Михаил Торопов. Он пояснил, что в документах его оппонента были обнаружены серьезные недочеты. Однако суд не принял во внимание доводы заявителей и отклонил иск.
— Фролов, например, не смог указать полную должность, на которой работает, — отметил истец. — Написал, что является депутатом. Но если он не просто депутат, а председатель думы, то почему не указал это? Это более существенное нарушение. Да и в целом его документы были оформлены небрежно.
Спустя несколько дней по суду сняли уже Михаила Торопова. С иском в Иркутский районный суд обратился кандидат Иван Дупенко. По словам самого Торопова, формальным основанием послужили мелкие недочеты в оформлении подписных листов. Он намерен опротестовать вынесенный вердикт.
— Проблемы с подписными листами случаются у каждого, — отметил кандидат. — Там, может, буква не так написана, запятая не так поставлена, либо подпись не та. Но даже если приведешь человека, и он подтвердит суду, что это реально его подпись — этого может быть недостаточно. Тем более что еще на этапе выдвижения мои подписи в избиркоме проверял приглашенный эксперт, который не выявил никаких нарушений.
Но самый громкий процесс связан с одним из лидеров предвыборной гонки — исполняющим обязанности главы Иркутского района Александром Менгом, шедшим самовыдвиженцем. Неожиданно для многих наблюдателей его легко сняли с выборов по иску кандидата Сергея Якубова. Основанием для отмены регистрации суд признал неуказанный ИНН супруги Менга в документах, поданных им в избирком.
Представитель штаба кандидата Сергей Беспалов назвал это решение преувеличенным и также выразил готовность опротестовать вердикт. Оценивая последствия снятия Александра Менга с выборов, Сергей Беспалов отметил активное участие адвоката и видного активиста КПРФ Дмитрия Дмитриева, представлявшего интересы заявителя в суде.
Политик отметил, что фактически в судебном иске о снятии Менга был заинтересован штаб кандидата от КПРФ Александра Кузнецова. Однако от такого решения суда в итоге выиграет другой лидер выборной кампании — глава Ревякинского МО Леонид Фролов. По словам эксперта, именно он сейчас вкладывает самые серьезные ресурсы в предвыборную кампанию.
— Наши оппоненты посчитали, что она (жена Александра Менга. — Ред.) тем самым укрывает какую-то важную информацию от избирателей, — пояснил Беспалов. — Но она немолодая женщина, которой 68 лет. ИНН она не получала, о чем в суд была предоставлена справка. Однако суд посчитал, что ИНН присваивается всем автоматически, неважно, знают об этом или нет. Это называется «снимать за запятые» — целая отрасль права, суть которой: «а давайте найдем какую-нибудь ерунду и снимем кандидата».
Угрозы и похороны
Нынешняя кампания уже отметилась и рядом резонансных инцидентов. К примеру, одного из кандидатов неизвестные доброжелатели поспешили «похоронить». С фейкового аккаунта в фейсбуке некий Дмитрий Донской сообщил о «скоропостижной смерти» выдвиженца КПРФ Александра Кузнецова — якобы не выдержало сердце. И даже дал информацию о гражданской панихиде по «усопшему» в здании администрации Ушаковского МО.
Представители штаба кандидата оперативно опровергли этот вброс и сообщили, что Кузнецов жив и здоров, а также назвали эту информацию происками конкурентов. А чуть позже в сеть выложили двухсекундный ролик, где Александр Кузнецов с ироничной улыбкой восклицает в камеру: «Не дождетесь!».
На днях журналисты «Бабра» заявили о вооруженном нападении на их редактора Андрея Темнова и фотографа Афанасия Лагранджа на территории Ревякинского МО. Как поясняется в публикациях портала, они ехали в Ревякина на встречу Леонида Фролова с избирателями и остановились в Каштаке, чтобы снять несколько деревенских фотографий. А затем неизвестные на черной тонированной Toyota Camry устроили погоню за машиной журналистов.
Когда автомобиль журналистов остановился у обочины, из машины преследователей вышли двое мужчин, которые начали угрожать редактору и фотографу. Грозя пистолетом, они требовали удалить сделанные ранее фото. Как утверждают коллеги, нападавшие кичились собственной безнаказанностью, намекая на связь с кандидатом Леонидом Фроловым.
По прибытии в деревню Ревякина журналисты обратились к местным полицейским и дали им исчерпывающие показания о случившемся. По данным источника ГУ МВД, ведется расследование инцидента и устанавливаются все обстоятельства, изложенные в заявлении журналистов. Андрей Темнов пояснил, что есть опасения, что это дело будет спущено на тормозах, тем более что личности нападавших им уже известны. Поэтому сейчас сотрудники проводят собственное журналистское расследование и намерены предать ситуацию общественной огласке.
Осторожные прогнозы
Как и раньше, сейчас предсказать итог выборов не может никто. В строю остаются трое из четырех фаворитов избирательной гонки — Леонид Фролов, Александр Кузнецов и Андрей Побережный. Именно они, по мнению наблюдателей, составляют основную силу в этой кампании. Причем наиболее активно на территории района сейчас действует Фролов.
Политолог Юрий Пронин называет несколько причин, почему к выборам мэра Иркутского района прикован большой интерес. Во-первых, потому что этот муниципалитет весьма привлекателен для инвесторов и жителей, так как тесно связан с областным центром. Во-вторых, это первые выборы в регионе после громкой губернаторской кампании, проходящие в новых политических условиях.
Оценивая выход Менга из предвыборной гонки, Пронин прогнозирует возможное ужесточение конкуренции между основной тройкой выдвиженцев. С учетом их локальной узнаваемости в пределах своих муниципалитетов, кандидатам предстоит завоевать симпатии в масштабах всего района. При этом политолог отметил, что не будет административного или кулуарного вмешательства губернатора Сергея Левченко в ход предвыборной кампании, о чем он сам ранее заявлял.
— Мне кажется, что у новой областной власти есть некоторое искушение активно вмешаться в выборную кампанию, — поясняет политолог. — Тем более что шансы Кузнецова не бесспорны. Посмотрим, как пройдут последние недели выборной кампании, поскольку мы видим сейчас значительное обострение в плане взаимной критики и черного пиара. В том числе со стороны кандидатов-спойлеров и статистов.
Политический обозреватель Галина Солонина отмечает, что Александр Менг казался самой приемлемой кандидатурой этих мэрских выборов. Он, по мнению эксперта, имел самую весомую узнаваемость в масштабах всего района, давно работает на территории и не замешан в каких-либо серьезных скандалах.
А кроме того, Менг считается компромиссным политиком, что очень важно в условиях административной разнородности Иркутского района, где сталкиваются самые разные интересы. У остальных фаворитов этой способности нет.
— Эти выборы, на мой взгляд, демонстрируют высокий уровень избирательных технологий, которые сейчас применяются, — подчеркивает эксперт. — Снять кандидата по совершенно формальным обстоятельствам — это технологии. Политическая борьба как таковая в этой избирательной кампании отсутствует. По факту мы видим следующее: один кандидат заявляет, что он представитель партии власти, а другой — что он пользуется поддержкой губернатора Сергея Левченко, о чем открыто сообщается в агитационных материалах. То есть идет некая борьба административных ресурсов.
До конца предвыборной кампании в Иркутском районе остается еще больше двух недель. И эксперты допускают, что расклад сил вновь может измениться до неузнаваемости.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Мэрские выборы - мерзкие выборы.