Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Большие перемены в центре Иркутска

Администрация Иркутска планирует реализацию самого масштабного проекта последних лет — обновления всего центра города в рамках проекта «Иркутские кварталы». На днях проект официально представили общественности на депутатских слушаниях. О том, как может измениться историческая часть города в обозримой перспективе — в материале ИА «Иркутск онлайн».

На опыте 130-го квартала

Основой обновления исторического центра города станет поэтапная реализация проекта «Иркутские кварталы». Это видоизмененная концепция «Торговой оси», предложенной ранее экс-мэром Виктором Кондрашовым. Однако по инициативе нынешних городских властей проект вышел за рамки коммерческого переустройства небольшой части центра. А руководитель команды разработчиков «Торговой оси» Алексей Козьмин стал советником действующего градоначальника Дмитрия Бердникова.

По словам главного архитектора Иркутска Сергея Александрова, за последние годы облик исторической части города серьезно изменился, причем не в лучшую сторону. Центр изобилует выпадающими из общей застройки объектами. А линия горизонта местами просто обезображена, как в случае с бело-синей высоткой на панораме Цесовской набережной возле Глазковского моста.

Попытки навести порядок в этом направлении — введение и соблюдение архитектурных регламентов для целых исторических ансамблей. Такой документ, предполагающий жесткие требования к застройке, оформлению фасадов и рекламных вывесок, уже разработан для улицы Карла Маркса. В перспективе подобные введут и для других участков, например, улиц Урицкого и Ленина.

Улица Карла Маркса
Улица Карла Маркса

Проект «Иркутские кварталы» — следующий этап комплексного развития центральной части города. Его цель — обновление и сохранение исторического облика всей центральной части Иркутска в границах утвержденного исторического поселения. А кроме того, создание удобной и целостной архитектурной среды, доступной для пешеходных прогулок. В целом обновление коснется территории исторического центра общей площадью 44 гектара, разбитой на 116 кварталов. Отправной точкой и главным ориентиром реконструкции станет опыт организации открытых общественных пространств по типу 130-го квартала.

Как рассказал на депутатских слушаниях один из разработчиков, член экспертного совета «Сибирской лаборатории урбанистики» Сергей Маяренков, при реконструкции в проекте будет превалировать не коммерческая, а общественная составляющая. Для каждого отдельного квартала разработают индивидуальные проекты.

— Мы задумали, что каждый квартал будет иметь собственную концепцию и даже имя, — отметил Сергей Маяренков. — Хотелось бы избежать ошибки, которая была со 130-м кварталом, когда этот район имел просто квартальный номер в генеральном плане, и так это имя в итоге и «приклеилось» к нему. Важно, чтобы зазвучал бренд «Иркутские кварталы». Мы хотим открыть эти участки для жителей по принципу 130-го квартала, когда внутри этих частных территорий не будет заборов, и они будут доступны для прогулок.

Первой площадкой проекта уже со следующего года станет реконструкция территории бывшего рынка «Шанхай». Переустройство коснется участка из 11 кварталов в границах улиц Коммунаров, Седова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Горной, Байкальской, а также границы, отделяющей застройку по улице Подгорной от ЦПКиО. При изменении концепции разработчики сохранили идею сделать часть улицы Софьи Перовской пешеходной.

Улица Литвинова
Улица Литвинова

Всего работы по благоустройству территории разбиты на два этапа, каждый продолжительностью два-три года. Ключевыми участниками проекта станут частные инвесторы. Затрачивать деньги из городского бюджета на эти цели не планируется.

В целом в масштабной реконструкции исторической части города запланировано десять этапов. После обновления территории «шанхайки» предполагается приступить к участку в границах улиц Литвинова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Карла Маркса. Следующим этапом станет реконструкция исторических кварталов в границах Ленина, Карла Маркса, Литвинова и Тимирязева. После реконструкция коснется так называемого «Декабристского квартала», исторической застройки в окрестностях бульвара Гагарина (от улицы Кожова до Нижней Набережной) и района сквера Кирова. В ходе реконструкции в центре также должно появиться полноценное пешеходное кольцо.

Под проект «Иркутских кварталов» создается подконтрольная мэрии одноименная некоммерческая организация. Эта структура, по планам разработчиков, будет заниматься сопровождением процесса реконструкции исторических кварталов, а также искать частных инвесторов и оказывать им административную поддержку. На сегодняшний день уже разработан план реализации проекта «Иркутские кварталы», распределены перспективные задачи, ведутся переговоры с собственниками ключевых участков. По словам Сергея Маяренкова, большинство владельцев земель и зданий в районе «шанхайки» уже выразили готовность участвовать в переустройстве участка.

Транспорт и благоустройство

Разработчики концепции планируют, что в процессе реализации «Иркутских кварталов» существенные изменения претерпит и транспортная схема центра. Основной целью изменений будет снижение нагрузки на этот район, а главное — децентрализация города через создание альтернативных точек притяжения в других частях Иркутска.

Важным элементом этой концепции станет переформатирование схем движения маршрутов общественного транспорта. По словам Сергея Александрова, сейчас в центре города загрузка маршрутными автобусами просто запредельная. К примеру, в окрестностях Центрального рынка одновременно сходятся 85 маршрутов городского общественного транспорта, не считая пригородных, междугородних автобусов и такси, что создает серьезные трудности.

Улица Ленина
Улица Ленина

— Практически все маршруты идут в центр города, и отсюда проблемы с торговыми точками и бурным развитием коммерции здесь, — отметил Сергей Александров. — Центр перенасыщен, потому что есть большое число покупателей, которых мы сами сюда завозим и муниципальным, и коммерческим транспортом. И этот узел тяжело развязать. Только через улицу Ленина в час проходят 300 автобусов, что сопоставимо с транспортной нагрузкой метро. Это нездоровая ситуация, и транспортные потоки необходимо рассредотачивать из центра.

Выходом из ситуации специалисты мэрии видят создание семи транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в разных концах города. Их будут формировать на базе существующих объектов, в том числе железнодорожных станций, таких как Кая, Академическая, Военный городок, Иркутск-Сортировочный. Здесь же организуют перехватывающие парковки, чтобы человек при необходимости мог пересесть с личного авто на общественный транспорт. В целом по каждому узлу планируется обеспечить доступность как минимум пяти разных видов транспорта.

Схема организации транспортно-пересадочных узлов Иркутска

Схема организации транспортно-пересадочных узлов Иркутска

По планам проектировщиков, ТПУ примут на себя часть дорожной нагрузки, в том числе по маршрутам общественного транспорта. В самом центре Иркутска движение будет существенно ограничено, здесь предполагается создать внутрирайонную транспортную сеть, образующую «кольцо», с возможностью пересадок на все ключевые направления.

— Речь не идет о том, чтобы совсем убрать общественный транспорт из центра города, — поясняет Сергей Александров. — Здесь предлагается создать сеть транспортных линий для сообщения центра с другими частями города. Соответственно, из 85 маршрутов планируется убрать дублирующие, оставив здесь порядка 45. Плюс ввести низкопольные экспресс-автобусы большой вместимости. У них задача простая: если вам нужно попасть из Свердловского района куда-нибудь в Солнечный, то планируется, что по выделенным полосам такие автобусы будут быстро довозить пассажиров с основными остановками.

Водителям стоит ожидать и внедрения платных парковок в центре Иркутска. Такая перспектива серьезно рассматривается сейчас специалистами мэрии.

Определенную поддержку такой инициативе в очередной раз выразил и мэр. При этом отметив, что этот вопрос предварительно будет детально прорабатываться, чтобы не допустить общественного недовольства.

— Нужно провести целый цикл работ по ограничению движения в центре города, приведению в порядок системы общественного транспорта, дисциплинировать работу такси, — пояснил Дмитрий Бердников. — И стоянки должны быть не только платные, но и бесплатные, чтобы у водителей были альтернативы.

В ближайшее время развернется большая стройка на островах Юность и Конный. В будущем году здесь начнется обустройство большого парка развлечений и дальнейшее развитие участка как центра рекреационного и культурного отдыха. В целом в обозримой перспективе историческая часть Иркутска должная стать настоящим центром культурного отдыха и точкой притяжения туристов, а не хаотичным средоточием всей городской коммерции.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • Οлег Εрмаков 6 ноября 2015 в 16:45

    Идея хорошая! Правильная. Тем кто предлагает небоскрёбы в центре строить, я могу сказать - Вы не правы! Небоскрёбы можно и в Новоленино построить. заодно и район статус поменяет и привлекательным станет! И зоопарк и аквапарк тоже туда нужно! Тогда и пробок меньше станет! А центр должен быть…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля