От повышенной готовности — к режиму ЧС
Крупные очаги возгораний леса на территории Иркутского района возникли в начале прошлой недели. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Марковском муниципальном образовании, где в понедельник практически одновременно полыхнули участки леса на 8-м, 15-м и 25-м километрах дороги на Мельничную падь. Огонь здесь стал быстро распространяться по труднодоступным сопкам, у подножия которых стоят десятки садоводческих поселков, разбросанных по тракту.
Светлана Тимофеевна владеет дачей на самой окраине садоводства «Флора» на 15-м километре дороги на Мельничную падь, и ее участок практически соприкасается с лесным массивом. Здесь в начале недели в ста метрах от поселка запылал прилегающий массив. Отбивались всем миром и не дали огню перекинуться на участки.
— Огонь еще вечером пошел с сопки, там где «Жарки», а потом при сильном ветре пал пошел вниз к нам вдоль болота, — рассказывает Светлана Тимофеевна. — А потом огонь болото перескочил и пошел на нас. Дома, к счастью, не зацепило. У нас летний водопровод по краю дороги проложен, раздобыли пожарный шланг, я взяла обычный шланг, и проливали своими силами. Вызвали пожарных, которые проливали труднопроходимый участок. И потом всю ночь дежурили с этими шлангами, были наготове.
Сейчас о недавнем пожаре напоминает лишь уходящая вдаль полоса обугленных кустарников да сгоревшая деревянная тропинка, проложенная через засохший ручеек и заболоченную поляну. Однако садоводы «Флоры» до сих пор бдительно следят за прилегающим лесом днем и ночью: неподалеку над сопками по-прежнему клубится дым от пожаров.
— Тут на днях из леса к нам вышли четверо парнишек, худенькие, щуплые, с небольшими такими ранцами для тушения, — рассказывает дачница. — Вышли воду набрали — и дальше в лес. Что они могут там на сопках сделать с пожаром этими «брызгалками»? Там же все сухое, несколько дней дождя не было.
К пятнице пожары в районе Мельничной пади охватили территорию около тысячи гектаров леса. В целом площади возгораний на территории Иркутского района за считанные дни выросли со 106 гектаров 20 мая до пяти тысяч гектаров 22 мая. В течение недели по мере распространения огня и усугубления лесопожарной обстановки режим чрезвычайной ситуации 20 мая ввели в Марковском МО, а уже 22 мая — на всей территории Иркутского района.
Наиболее трудная ситуация с лесными пожарами в минувшую пятницу сложилась в окрестностях села Горохово. Здесь с раннего утра лес запылал в двух-трех километрах от домов. Низовой пожар под порывами ветра и от жары перешел в верховой, что значительно усугубило положение. На борьбу с огнем здесь вышли десятки местных жителей от мала до велика, а оперативные службы стянули крупные силы лесопожарной охраны и МЧС. В итоге возгорание, отчасти из-за того, что ветер немного сменил направление, обошло село стороной.
Кто виноват и что делать?
Представители регионального агентства лесного хозяйства и администрации Иркутского района признают, что основной причиной возникших пожаров стала банальная халатность, когда некоторые несознательные собственники бесконтрольно сжигали мусор и сухую траву и вблизи населенных пунктов, и на собственных участках. Никакие штрафы не остановили людей от опасных действий и пренебрежения к элементарным мерам безопасности. А жаркая ветреная погода без осадков в последние дни только усугубила «человеческий фактор».
Из-за введения режима ЧС на территории Иркутского района и неблагоприятных прогнозов синоптиков в выходные дни на чрезвычайное положение перешел Иркутский гарнизон пожарной охраны МЧС. Силы спасательного ведомства в количестве 150 человек и около 20 единиц техники усилили группировку лесопожарного центра на всех стратегических направлениях. По ключевым трактам района — Байкальскому, Александровскому, Качугскому, а также дороге на Мельничную падь — выставлены стационарные посты для оперативного реагирования.
— Это подразумевает, что мы удваиваем караулы, переводим на работу в две смены, — пояснил начальник ГУ МЧС по Иркутской области Валентин Нелюбов. — Также выставлен дополнительный пост пожарной охраны в Мельничной пади, что позволит обеспечить быстрое реагирование на пожары. Сил и средств у иркутского гарнизона хватает, чтобы не допустить переход лесных пожаров на садоводства. Также принято решение по применению в Иркутском районе вертолета МЧС с использованием водосливных устройств.
В свою очередь исполняющий обязанности начальника областного агентства лесного хозяйства Сергей Тарасюк отметил, что ситуация с пожарами под контролем. Сил и средств, по оценкам чиновника, сейчас достаточно для работ по ликвидации возгораний в лесах.
— Основной способ защиты там, где позволяет местность, — мы делаем минеральные полосы с помощью тракторов и, там где это возможно, от нее уже осуществляем отжиги, чтобы остановить огонь, — поясняет Сергей Тарасюк. — При этом авиация применяется по большей части для патрулирования и координации сил, поскольку пожары в основном низовые.
По данным Валентина Нелюбова, на сегодняшний день надзорные органы выявили 1 089 нарушителей особого противопожарного режима, действующего сейчас в Иркутской области. Также за последнее время возбуждены пять уголовных дел в тех случаях, где есть юридические основания для подобных обвинений. По одному из этих дел уже есть задержанный подозреваемый. Но мэр Иркутского района Игорь Наумов пока не готов точно судить, имели ли место факты злонамеренных, сознательных поджогов.
— Плотность населения очень высокая, так как в Иркутске и Иркутском районе проживает почти треть жителей области, — отметил Игорь Наумов. — Поэтому идет большое перемещение населения, отследить которое крайне сложно из-за огромного количества лесных дорог и оснащенности жителей вездеходной техникой. То есть, ограничить населению посещение леса крайне сложно. Мы сейчас наблюдаем, что где-то происходят преднамеренные, а где-то непреднамеренные поджоги. Но силы, которые на этом задействованы, достаточно массированные.
Местные жители, особенно проживающие в поселках вблизи очагов возгорания, более категоричны в оценках. Люди на чем свет клянут «черных лесорубов», повсеместно хозяйничающих в лесах района. На действия браконьеров, которые порой пытаются за счет поджогов скрыть следы преступных вырубок, указывают многие дачники из садоводств по Мельничной пади и жители едва не сгоревшего села Горохово. Люди очень возмущены тем, что правоохранительные органы не предпринимают необходимых мер к поимке злоумышленников.
****
Несмотря на усилия сотен сотрудников региональных и муниципальных пожарных подразделений, а также десятков бойцов добровольных пожарных дружин, обещанная ликвидация возгораний в Иркутском районе и сейчас далека от завершения. Леса вблизи Иркутска до сих пор полыхают сразу в нескольких местах.
Вечером в субботу едкий дым от пригородных пожаров вновь повис над окраинными районами Иркутска, в том числе над кварталами многоэтажной застройки, где от гари страдают тысячи людей. И если в предыдущие дни ядовитый смог стоял в основном в Свердловском округе, то накануне гарь от пожаров накрыла и правобережную часть города.
— Что же это такое, дышать невозможно, — возмущается Николай, житель предместья Рабочее. — Не припомню, чтобы у нас в районе происходило подобное! Таким воздухом дышать опасно, все дымом заволокло да еще пепел кругом падает — и это практически в центре города!
По имеющимся данным, на утро 24 мая в Иркутском районе локализованы шесть действующих лесных пожаров. А по решению вечернего заседания КЧС по ситуации с пожарами, группировку сил в Иркутском районе дополнительно усилили бойцами МЧС из других муниципалитетов. Но до сих пор без ответа остается вопрос — когда же окончательно разомкнется огненное кольцо вокруг Иркутска, и мы станем дышать свободно? Или вновь вся надежда на дождь?
В связи с особым противопожарным режимом, действующим в Иркутской области, и режимом ЧС в Иркутском районе запрещено разведение костров и выжигание сухой растительности, сжигание хвороста на территориях поселений и городских округов, садоводств и дачных товариществ, предприятиях, полосах отвода линий электропередачи, железных и автомобильных дорог, в лесах.
При несоблюдении запрета гражданам придется заплатить штраф до четырех тысяч рублей, должностным лицам — от 15 до 30 тысяч, юридическим — от 400 до 500 тысяч рублей. В случае обнаружения пожара необходимо звонить на прямую линию лесной охраны: 8 800 100-94-00, телефон дежурного диспетчера в Иркутске: (3952) 22-99-68 или 112.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Местные жители во всем виноваты, зачем выжигать сенокосы и к тому же мусор жечь?? И нечего потом других винить, если каждый задумается , прежде чем зажечь спичку