В Иркутске Сергей Безруков представит спектакль «Пушкин», посвященный последним годам жизни великого поэта. Действие постановки охватывает большой период жизни Пушкина: от ссылки в Михайловское до трагической дуэли.
Также актер примет участие в съемках фильма нашей землячки, режиссера Анны Матисон «Один не дома» на острове Ольхон. В интервью ИА «Иркутск онлайн» Сергей Безруков признался в любви к Байкалу и рассказал, почему важно объединять на сцене элементы театра и кино.
Как появилась идея привезти свою известную постановку о жизни и смерти Пушкина иркутским зрителям?
— С «Пушкиным» мы сейчас приехали в качестве некоей заявки, небольших гастролей нашего Московского губернского театра. И хочу отметить, что в постановке заняты очень хорошие артисты.
Очень хочется привезти в Иркутск многое из нашего репертуара. Мы в сентябре приедем на Вампиловский театральный фестиваль, привезем спектакль «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова в постановке Павла Артемьева. Это, к сожалению, один спектакль, но хотелось бы, чтобы в Иркутске увидели и другие наши работы.
Спектакль «Пушкин» идет более четырех часов. Это потому, что Пушкин настолько выдающаяся личность, что в меньшее время вместить историю о нем не получается?
— Не получается. И мне кажется, что и четырех с половиной часов маловато для Пушкина. Потому что он заслуживает еще более подробного к себе внимания. В спектакле звучат его стихи, очень много потрясающих сцен, которые, как мне кажется, много говорят о Пушкине как о человеке эмоциональном.
Он любил и чувствовал настолько страстно, был очень подвижен в своей энергетике — от меланхолии до безудержного веселья. Темперамент его был совершенно уникальный. Пытаясь все это показать, я беру на себя ответственность и пробую выходить на сцену в образе Александра Сергеевича, создавая максимально подлинный образ. По воспоминаниям современников, конечно. Это сложно, но есть мемуары, есть прижизненные письма. Да, он был и хулиганом, и это тоже присутствует в спектакле.
С другой стороны, Пушкина не надо представлять как некую забронзовевшую фигуру. Ведь он памятник себе воздвиг нерукотворный — это его творчество, потрясающая поэзия, литература, литературное наследие — его памятник. Поэтому важно отношение к нему как к живому человеку. И если в конце спектакля, когда Пушкин трагически гибнет на дуэли, у зрителей возникает ощущение потери близкого человека — это та эмоция, чего мы добиваемся.
Возможно ли сейчас вызвать у публики подобное волнение? К сожалению, к Пушкину относятся хрестоматийно. Да, вот был любовный треугольник Пушкина, Натальи, Дантеса. Да, была дуэль. Все это примерно помнит современная молодежь, изучая Пушкина в школе. Но важно, чтобы все это они живо прочувствовали, осознали боль утраты, увидели настоящую трагедию разворачивающихся событий.
К великому сожалению, чувства уходят. Поэтому благодаря этому спектаклю хочется возродить ту самую страсть, любовь к Пушкину — настоящему, живому человеку. Вот то самое скромное дело, которое мы делаем в меру сил нашего таланта.
Для большей живости я специально снимал киносцены для спектакля, чтобы воссоздать подлинную атмосферу того времени и того окружения, в котором находился Пушкин. Мы снимали сцены в Захарово, имении бабушки Пушкина в Подмосковье — там, где прошли его молодые годы. Там воссоздается окружение — метель, снег — которое на сцене в полной мере не создать. И конечно же, эмоции в момент приезда в Михайловское Ивана Пущина, большого лицеистского друга Александра Сергеевича. И как Пушкин выбегает его встречать в ночной рубашке, с фонарем. Просто на сцене этого не передать.
Также подъезд к венчанию Пушкина с Натальей Гончаровой мы снимали у настоящего храма, того самого, на Никитской, чтобы зритель прочувствовал этот момент. В декорациях на сцене не совсем бы получилось передать ту атмосферу, декорация — это все равно некая условность. Поэтому сочетание кино и театра в спектакле очень важно.
В продолжение темы кино — ведь у вас в ближайшие дни здесь не только презентация спектакля, но и съемки фильма на Ольхоне. Вы очень тепло отзывались в соцсетях о любви к этому месту. А каково будет работать там?
— Признаюсь: как только я прочел сценарий и увидел, что будут снимать сцены на Ольхоне, сразу для себя решил — точно буду сниматься. Считаю, что играть иркутянина, человека, который родился и вырос здесь — для меня это почетная миссия. Тем более, что съемки на Байкале. В Байкал я влюблен, много раз уже здесь бывал, посещал и Восточные Саяны, и Бурятию. Все эти места, конечно, уникальные и имеют такую силу, такую потрясающую энергетику, что сюда тянет вновь и вновь. И сниматься на Байкале — это для меня впервой.
Можете поделиться о том, что ждет будущих зрителей фильма?
— Это будет такая семейная новогодняя история и, кажется, очень трогательная. Зрителям сейчас очень не хватает теплых, душевных историй. Мы запланировали с продюсерами, что картина выйдет именно под новый год. В фильме будут элементы и комедии, и мелодрамы. Тем более, что красоты Байкала на этом фоне будут выглядеть очень убедительно.
Мне кажется, что для иркутян, разбросанных по всему миру, этот фильм будет большим подарком. А также для тех, кто ни разу не был на Байкале. Например, в рамках гастролей по России я представляю моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино». Так получается, что во время выступления я общаюсь со зрителями, и всякий раз заходит разговор о Родине и наших потрясающе красивых местах, после которых не надо ни Турции, ни Египта. Во время таких бесед я всегда говорю о Байкале.
В самых разных местах, городах я спрашиваю: «Вы были на Байкале?». И зал мне отвечает: «Нет». Советую побывать. Понимаю, что лететь порой далеко, но это не так сложно и стоит того.
А каково это — играть иркутянина?
— Я пытался узнать хоть какой-то местный говор. Но и Анна Матисон, режиссер фильма родом из Иркутска, и Денис Мацуев говорят абсолютно правильно. Поэтому говорить о каком-либо акценте здесь сложно, потому что люди здесь образованные, любящие искусство, как мне кажется. Допустим, у меня директор Московского губернского театра также родом из Иркутска.
Так получается, что с Иркутском меня уже многое связывает. В свое время для меня было большой честью сыграть очень интересную роль Шаманова в пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». И безусловно считаю, что Вампилов очень многое дал российскому театру.
Кроме того, в прошлый свой приезд в Иркутск на гастроли я во время посещения дома-музея Трубецких увидел фотографию Ивана Ивановича Пущина, хорошего друга Пушкина. Да и тема декабристов и восстания на Сенатской площади явно присутствует в спектакле.
Сенатская площадь изменила судьбы многих людей, потрясающих людей, прогрессивных людей своего времени. Да, они были несогласны с существующим строем, но люди были потрясающие. Особенно, когда смотришь на современную оппозицию. Когда читаешь о них, особенно о трагедиях, связанных с казнями и ссылками.
Но с их ссылкой Сибирь приобрела совершенно иное звучание. И для меня всегда была и будет Сибирь связанной с этими замечательными людьми, которые мыслили потрясающе, любили свободу. «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». И в этой связи представление «Пушкина» в Иркутске — это особое событие моей актерской биографии, и тем более театральной жизни.
Также Иркутск и Байкал давал ту атмосферу, которая питала произведения великих авторов — Чехова, Вампилова и многих других. Для меня все это неспроста. Я изначально не думал, что съемки будут именно в марте. И то, что они совпали с гастролями, — тоже не случайность.
На ваш взгляд, сохранил ли до сих пор Иркутск атмосферу и обаяние старого губернского города?
— Я думаю, да, конечно. И те великие талантливые иркутяне, которые родились и выросли здесь, а сейчас составляют славу России, тот же Денис Мацуев, уделяющий внимание своим родным местам, — это говорит о многом. Для них это не просто малая родина, а те места, которые питают, обогащают, дают ощущение того живого, настоящего творчества. И можно сказать, что Байкал — это некий генератор идей, фантазий, необходимых для творческой личности.
У меня здесь много знакомых, которые работают в других областях, например, в медицине или спасательном деле, которые не хотят ехать в Москву. Не желают и все. Люди настолько привязаны к малой родине. Человек, который родился здесь, очень хорошо помнит родные места, его тянет сюда, где бы он ни был. И это, наверное, отличает настоящего иркутянина от жителя других регионов, приезжающих сюда.
От редакции: как стало известно на выходных, при невыясненных обстоятельствах в Москве умер 25-летний пасынок Сергея Безрукова Андрей Ливанов, сын его жены Ирины Безруковой от первого брака. Известие о гибели близкого человека застало Сергея здесь, в Иркутске. Редакция ИА «Иркутск онлайн» выражает глубочайшие соболезнования актеру и его семье в связи со случившейся трагедией. Организаторы иркутских гастролей сообщают, что намеченные 16 и 17 марта спектакли «Пушкин» состоятся.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Очень грустно узнать о гибели Андрея Ливанова. У его отца - актера Игоря Ливанова в 1987 погибли в ж/д катострофе первая жена Татьяна и дочка Оля.