Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Идите лесом!

В пойме Каи ведется вырубка вековых сосен, по документам — вполне законно. Но вот каким образом в частной собственности оказалось свыше 200 гектаров леса — большой вопрос.

Вырубку деревьев обнаружила иркутянка Любовь Аликина. Обращения в многочисленные инстанции никаких результатов пока не принесли. В запутанной ситуации разбирался корреспондент ИА «Иркутск онлайн».

Зеленый защитник

Свой 55-й юбилей жительница Иркутска Любовь Аликина запомнит на долгие годы. В этот день она решила прогуляться по любимому лесу, который расположен неподалеку от ее дачи в садоводстве «Изумруд». Поездки в этот лес уже давно стали неотъемлемой частью ее жизни, именно они помогали бороться с удушающей астмой и хоть на время забывать об инвалидности. Вековые сосны, быстрые воды Каи, кристально чистый снег зимой и полянки, покрытые красивейшими цветами, летом. Настоящий курорт, расположенный неподалеку от города.

— Этот лес очень мне помогает, он спасает от душного, грязного города, — вздохнув, говорит Любовь Аликина. — Погуляю здесь всего пару часов, и на неделю мне хватает. Снова человеком себя чувствую. Кроме того, здесь неподалеку трубы ИркАЗа — лес защищает местность от вредных испарений. Если его срубить, все отходы полетят прямо на наши огороды.

Но в тот раз именинницу ждал неприятный сюрприз. Неподалеку от своей излюбленной полянки Любовь Константиновна обнаружила поваленные сосны, рядом — уже трелеванный лес, спецтехника, пилы и топоры. Буквально в нескольких метрах от поймы Каи мужчины рубили древние деревья, а трактор складывал их в штабеля.

На все протесты ошеломленной женщины работяги ответили: этот лес — частная собственность, и рубят они его по приказу владельца этой земли. Следующие несколько часов превратились для Любови Аликиной в какой-то абсурдный кошмар. Она пыталась остановить варварскую расправу над лесом, но сделать ничего не могла. Оставалось одно — звонить в полицию. Там на экстренный вызов откликнулись сразу, но стражей правопорядка пришлось ждать. Все это время дровосеки деловито продолжали свое дело и отказывались отвечать на какие-либо вопросы. Игра в молчанку нарушалась только для грубых насмешек над отчаявшейся женщиной.

— Прибывший полицейский потребовал документы, работяги вызвали хозяина, — вспоминает Любовь Аликина. — Он приехал, привез необходимые бумаги. Грубил не только мне, но и представителю правоохранительных органов. Запомнилась его фраза, обращенная к полицейскому: «Я еще проверю, на каком основании ты мне допросы устраиваешь!». Ни на какие вопросы он не отвечал, сказал только, что земля его, и он будет делать с ней, что захочет.

Неразговорчивый мужчина оказался Сергеем Стелькиным, ранее он значился председателем ДНТ «Солнечный», телефоны которого сегодня упорно молчат. Свидетельство о праве собственности на участок было оформлено совсем недавно — в октябре 2014 года. Оказалось, что Стелькину принадлежит сразу 203,86 гектара земли в границах Марковского МО.

В тот день работы по вырубке леса удалось приостановить. Полицейский пообещал устроить глубокую проверку всех правоустанавливающих документов, а до тех пор вырубку деревьев заморозить. Но по какой-то причине этого не произошло: уже на следующий день в лесу вновь застучали топоры. Вырубку не остановил даже приезд журналистов. Все, как описывала Любовь Аликина, только срубленных деревьев и техники стало еще больше.

Фото ИА «Иркутск онлайн»
Фото ИА «Иркутск онлайн»

По всему видно: рабочие здесь решили обосноваться надолго. Удобная бытовка с теплой печкой и нарами, костер, в который складываются ветки только что срубленных деревьев, и даже парочка собак. При себе у лесорубов в этот раз была копия свидетельства о праве собственности на участок. Теперь они охотно отвечали на вопросы прессы. Рассказали, что здесь планируется построить очередное дачное некоммерческое товарищество и уточнили: только площадку сперва нужно расчистить. А уж коли леса тут получилось много, то не пропадать же добру, в самом деле?

Темный лес

— У Стелькина сейчас получается двойная выгода, — говорит Любовь Аликина. — Он продаст лес, затем и землю под участки дачные. Просто красота, только вот за какие такие заслуги ему достался участок гигантских размеров?

В свидетельстве о праве собственности указано сразу три основания для получения этой земли в собственность. Во-первых, постановление мэра Иркутского района от 31.01.1992 года № 39. Во-вторых, это постановление администрации Иркутского района от 17.11.2009 № 8280. И третий документ — договор дарения от 30.07.2011 года.

В эпоху СССР эти участки являлись землями совхоза «Кайский». Постановлением главы Иркутского района от 31.01.1992 года довольно обширный участок земель площадью 75,3 га был изъят из собственности совхоза и включен в специальный земельный фонд района. Этим же постановлением указанный участок был предоставлен в пользование для ведения совместного крестьянско-фермерского хозяйства сразу четырем гражданам. В годы развала Союза практика изъятия участков у совхозов и создания подобных крестьянско-фермерских хозяйств была повсеместной. В ноябре 1990 года тогдашний председатель Верховного Совета СССР Борис Ельцин подписал первый в истории страны закон «О крестьянско-фермерском хозяйстве». В 1992 году Стелькину отвели участок в 19,5 гектара. Также именно ему выдали государственный акт на право пользования всем выделенным участком.

— В начале 90-х в этом районе действительно стали осваивать землю, только на другом берегу реки, — говорит Любовь Аликина. — Да и то поковыряли немного и забросили. А через десять лет, в начале 2000-х, лес, который сейчас рубят, находился в аренде у нашего соседа по даче. Он там заготавливал шишки.

Земля не обрабатывалась, однако де-юре все еще числилась за крестьянско-фермерским хозяйством. Хотя и статья 11 Закона РСФСР «О крестьянско-фермерских хозяйствах» и статья 44 старого Земельного кодекса РСФСР и действующий Земельный кодекс определяют: земли, которые используются не по целевому назначению, изымаются из пользования.

17 лет про те участки земли никто и не вспоминал, однако в 2009 году имена всех пайщиков того самого КФХ снова замелькали в постановлениях муниципальной власти: началось уточнение границ участков в связи с изменениями границ Марковского муниципального образования. Затем последовали и постановления администрации, позволившие «фермерам» оформить всю землю в собственность. Статьи 39.5 и 39.10 действующей редакции Земельного кодекса предусматривают предоставление в собственность участка, находящегося в безвозмездном пользовании не менее пяти лет. Но есть и условие: гражданин обязан использовать его по целевому назначению. Понятно, что до недавнего времени за этот участок никто и не принимался. И вековые деревья, которые только сейчас угодили под топор, — тому самое наилучшее подтверждение.

Как потом получилось, что в единоличной собственности Стелькина оказался участок не в 19,5 гектара и даже не в 75,3, а в 203,86, — вопрос вопросов. В администрации Иркутского района и Марковской администрации от комментариев ситуации предпочли воздержаться. Мэр района Игорь Наумов от разговора с журналистами отказался, его подчиненные посоветовали обратиться за объяснениями в администрацию Маркова, сославшись на то, что распределением земли ведают именно там. Главу Марковского МО Галину Шумихину на месте застать не получилось. В течение недели Галина Николаевна была «на выездах». Ее заместитель Галина Шинкарева заметила: «А нас-то что трясете? Звоните в район! За это там отвечать должны». Напомним, что в отношении Шумихиной возбуждали уголовные дела, в том числе за незаконную выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию нескольких блок-секций жилого комплекса в Иркутском районе.

Непроходимые чащи законодательства

«Должны» — ключевое слово для описания всей этой ситуации. Та самая территория, на которую сегодня предъявляет права Стелькин, расположена вблизи поймы реки Кая. Поэтому, по закону, она должна быть водоохранной зоной. Между тем, Водный кодекс РФ в части 4 статьи 65 определяет: ширина водоохранной зоны для реки протяженностью от 10 до 50 километров должна быть не менее 100 метров.

Длина Каи — 40 километров, однако деревья рубят буквально у самой береговой линии. Лесной кодекс определяет, что лес, расположенный в границах водоохранной зоны, является практически неприкосновенным — сплошные рубки на такой территории проводить нельзя. Кроме того, на таких участках нельзя вести и сельское хозяйство, за исключением пчеловодства и сенокоса. Кстати, капитальное строительство и размещение хозяйственных объектов в таком водоохранном лесу тоже под запретом.

Помимо этого, часть 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещает приватизацию земель, расположенных вдоль береговой зоны. Но публичная кадастровая карта подтверждает: этот земельный участок принадлежит к категории земель «сельскохозяйственного назначения» и на данный момент находится в частной собственности. Его кадастровая стоимость в актуальных ценах составляет 53 миллиона 7 тысяч 476 рублей и 86 копеек.

Жалобу, направленную в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру, и обращение в областную прокуратуру передали на рассмотрение прокуратуры Иркутского района. Прокурор района Вячеслав Бабенко также не смог ответить на вопросы журналистов, несмотря на оформленный официальный запрос. Его подчиненные помочь пытались честно, но в итоге все равно все расспросы уперлись в непроходимую чащу: помощник прокурора, которая отвечала за надзор за вырубкой лесов, уволилась. О том, будет ли прокуратура Иркутского района проводить по этому факту какую-либо проверку, пока ничего доподлинно неизвестно.

Один за лес не воин

Сегодня Любовь Аликину готовы поддержать депутаты думы и общественность Маркова. По словам председателя ТОС «Марково» Юлии Карельченко, это далеко не первый случай нарушения режима использования земель водоохранной зоны в границах Марковского МО. Вспомнить хотя бы историю со строительством коттеджных поселков во втором контуре Ершовского водозабора.

— Эти земли невозможно передать в частную собственность, они изымаются из оборота, — поясняет Юлия Карельченко, — но владельцы участков возле Мельничной Пади спокойно оформили право собственности на свою землю. При этом жители самой Пади не могут получить право собственности на свои участки, им говорят: вы построились в защитной зоне водозабора. Очень избирательный подход. Тот факт, что переводом категории земель ведает именно администрация Маркова — весьма коррупционный случай. Особенно, если вспомнить, что земли под ДНТ предоставляются бесплатно. Потом с помощью внесения изменений в генплан и «нарисованных» результатов публичных слушаний эту категорию можно изменить на что угодно.

Депутат думы Маркова Наталья Коньшакова заявляет: в Марковской думе провести «заказные» публичные слушания — дело не хитрое, такая практика тут распространена. В июне 2014 года в генплан МО внесены новые изменения — снова целый список участков земли, категория которых переводится из одной в другую. По чьему-то заказу. Депутат Коньшакова собрала доказательства фальсификации процедуры публичных слушаний по генплану и обратилась в прокуратуру с просьбой признать генеральный план Марковского МО недействительным. В надзорном органе приняли решение обращаться в суд, но дело проиграли. Впрочем, как сообщила помощник прокурора Иркутского района Ирина Липовцева, в ближайшее время готовится апелляция. Но песня эта долгая. До тех пор Марково будет жить по выгодному кому-то генплану.

В попытке отстоять уже обреченный лес Любовь Аликина даже провела пикет возле здания правительства. Женщина, имеющая инвалидность, несколько часов простояла на пронизывающем февральском ветру с плакатами «Защитим лес!», но не добилась никакого эффекта. Акцией заинтересовались только полицейские и один любопытный турист из Японии.

Кроме того, в проблеме решили разобраться и представители Общественного народного фронта. Сопредседатель центрального штаба Александр Бречалов, недавно побывавший в Иркутске с рабочей поездкой, заявил: незаконная вырубка лесов приобрела в России устрашающий размах, с этим нужно что-то делать. Сегодня его помощники тесно сотрудничают с Любовью Аликиной, они уже пообещали женщине разрешить вопрос в ближайшее время. Активистка также надеется на помощь губернатора Сергея Ерощенко и президента Владимира Путина. Возможно, после их вмешательства ей перестанут говорить везде и всюду: «идите вы лесом со своим лесом!». До тех же пор остается только надеяться, что целиком лес все же не вырубят.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

  • onsen 20 апреля 2015 в 15:17

    Позорная прокуратура. Бездари.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля