Весной этого года власти Иркутска вместе с несколькими надзорными органами наконец избавили город от «шанхайки». По планам мэрии, это участок исторической части города вскоре должен кардинально преобразиться, на месте рынка появится ухоженная общественная зона, будет организована цивилизованная торговля.
Развитие этой территории получит второе дыхание в рамках создания масштабного пешеходного маршрута с рабочим названием «Торговая ось Иркутска», которую недавно представили широкой общественности. Эта единая прогулочная линия от улицы Рабочей до торгового центра «Иркутский», по планам разработчиков концепции, должна стать новой точкой притяжения бизнеса и общественности в историческом центре города. О своем видении развития центра Иркутска и интересе инвесторов к архитектурной «старине» корреспонденту IRK.ru рассказал один из разработчиков проекта, руководитель экспертного совета Сибирской лаборатории урбанистики Алексей Козьмин.
— Как давно шел разговор о реализации «Торговой оси Иркутска» и насколько он востребован в рамках города?
— Мы с весны 2013 года вели переговоры по поводу этого проекта с администрацией Иркутска. Тогда была идея центр города как-то «пересобрать». С этого времени обсуждали эту идею, вышли к концу года на заключение контракта и приступили к работе.
«Торговая ось» — это несколько условное название. В проекте есть и рекреационная, и общественная составляющая. В общем виде это такой длинный, удобный для пешеходов маршрут по центру города, наполненный содержательными объектами.
— Говоря об участке бывшей «шанхайки», почему, на ваш взгляд, ранее в этом районе не удавалось навести порядок?
— Вопрос здесь был в консолидации усилий разных органов власти и силовых структур, в том числе федеральных. Потому что там и миграционная служба должна была подключаться, и налоговая, и так далее — вопрос комплексного подхода. До этого, видимо, такой консолидации не было, но руководству города удалось это сделать.
— А кого, кроме мэрии необходимо привлекать сейчас на данном этапе? И какова роль администрации Иркутска при реализации переустройства «шанхайки»?
— Мэрия как раз сейчас не ключевой элемент проекта, ключевой элемент — сами собственники земельных участков. Именно они должны реализовывать этот проект. Мэрия должна обеспечить административную поддержку этих процессов.
Мы вели переговоры, довольно сложные, с разными собственниками на данной территории. Есть некоторые нюансы, но те объекты, которые сейчас включены в проект, в общем и целом с собственниками согласованы — и по функциональному назначению, и по этажности, и по площади застройки. Это такие принципиальные моменты.
— Насколько серьезные изменения ждут территорию «шанхайки»?
— Предстоит переделать много объектов. Здесь сейчас практически пустое место. Детально нами проработана не только территория «шанхайки», но и прилегающие кварталы — всего в проекте 42 гектара. Это и деловая недвижимость, и гостиницы, и жилье, и создание пешеходных зон, и ограничения для транспорта, и многое другое. Проект очень масштабный. Если рассматривать концепцию целиком, то и очень долгий. Я думаю, что на реализацию уйдет не менее десяти лет. Первый этап — до пяти лет.
— А как в концепцию переустройства «шанхайки» и «Торговой оси» вписываются существующие здесь памятники архитектуры?
— Это проработка концептуальная, там нет четкой функции каждого здания. На участке есть памятники, которые уже восстанавливаются или находятся в хорошем состоянии, есть проекты, у которых есть инвесторы, в частности по тем объектам, которыми занимается агентство развития памятников. Есть памятники, которые существуют только на бумаге, а по факту уничтожены, и их надо восстанавливать по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Но вопрос их назначения открытый. Это может быть от торгового объекта до жилья — здесь ограничений нет. Единственный момент — по отдельным кварталам есть определенное функциональное зонирование. Поэтому надо смотреть по каждому объекту конкретно.
Но в целом принцип нашей концепции в том, что все памятники архитектуры, которые находятся под охраной, должны быть восстановлены. Использоваться они будут с экономической выгодой, но с обязательным соблюдением законодательных охранных обязательств.
— Использовался ли зарубежный опыт при разработке концепции «Торговой оси»?
— В коллективе, конечно, участвовали и зарубежные специалисты, наши коллеги — архитекторы и градостроители. В частности, наш коллега из Франции Николя Бушо привнес свежий внешний взгляд на наши проблемы. Многие его идеи мы впоследствии использовали в конечном проекте.
Но надо понимать, что в нашей практике любой зарубежный опыт не может быть напрямую применен в наших условиях. Их идеи должны адаптироваться к местным условиям, что мы и делаем.
— А чего в этом проекте, по вашему мнению, будет больше — торгового или рекреационного?
— Город — это живой объект. Функция зданий определяется не только тем, что в проекте заложено, но и какова выгода от его практического использования. Поэтому сейчас невозможно сказать, чего в «Торговой оси» будет больше.
Согласно концепции, в этой зоне будут общественные пространства и здания, объекты питания, торговля, развлекательные заведения. Плюс к тому деловые зоны. В целом это плотное многофункциональное пространство. Что в нем будет преобладать — это вопрос времени и фактического спроса.
— Какие еще участки в центре Иркутска нуждаются в переформатировании или обновлении по примеру «Торговой оси» и территории «шанхайки»?
— Надо конечно подробно, детально разбираться с улицей Урицкого и другими участками, входящими в «Торговую ось». Также интересен квартал в окрестностях улицы Ударника, Каландарашвили, Желябова — там также имеет смысл поработать с данной застройкой. Еще интересный участок между улицами Тимирязева и Дзержинского от центрального рынка до Ленина. Вообще, таких территорий в центре Иркутска достаточно.
— Тем не менее, в центре Иркутска, несмотря на все перестройки и меры по благоустройству, все еще преобладает историческая, в том числе деревянная, полублагоустроенная застройка. Инвесторы серьезной активности здесь не проявляют. На ваш взгляд, это все же тормоз в развитии или наоборот — точка роста?
— Я, конечно, считаю, что это точка развития. Сейчас встает вопрос регенерации исторической среды. Есть способы привлечения инвесторов на исторические объекты, на средовую историческую застройку. Но при этом должны меняться функции зданий, на которые есть спрос в данное время.
Нельзя инвестору сказать, мол, у нас есть такой квартал жилых домов начала двадцатого века, усадебная застройка, и мы хотим, чтобы здесь все время оставался именно жилой квартал. Так можно сделать, но тогда придется за счет государства эти дома реставрировать, облагораживать, чтобы люди продолжали здесь жить, как жили.
Частный инвестор идет на те проекты, которые дают ему прибыль, и это вполне естественно. Поэтому, если мы планируем какие-то масштабные изменения, поскольку у государства на все нет денег и полномочий, мы должны изыскивать средства, вести переговоры с собственниками.
Нужно анализировать территорию, оценивать, как она может применяться. При том, что точечная многоэтажная застройка — это самый ущербный вариант. Сейчас интерес инвесторов к исторической архитектуре все же достаточно велик.
— И до каких пределов возможно сохранить жилье в историческом центре Иркутска?
— Я вообще придерживаюсь позиции, что постоянные жители должны быть практически везде, кроме разве что каких-нибудь промышленных зон. В противном случае район вымирает вечером и ночью. А именно жильцы наполняют жизнью все освоенные части города. В том числе и исторический центр.
— Однако растет концентрация торговли в центре Иркутска. Это явление порождает множество проблем — транспортных, социальных, криминогенных, экологических. Возможно ли ее переломить и как?
— Такая проблема безусловно есть, но нужно понимать, какого она рода. Наверное, это проблема форматов торговли, которая существует сегодня в центре. У нас сегодня в городе появляются крупноформатные торговые комплексы, куда постепенно начинают перемещаться потребители. Но не очень хорошо, что возникают они в том числе в центре города. Хотелось бы, чтобы такие комплексы появлялись по периферии и в новых микрорайонах, чтобы снизить дорожный траффик в центр.
В центре по факту должен остаться сегмент потребления «средний» и «выше среднего». Этот район, как и во многих городах, должен стать более подтянутым к среднему классу. Хотя, конечно, нужно учитывать и потребителей бюджетного класса. Но главное — по центру города должно быть приятно ходить. Это должно быть удобное и интересное пространство. В этом аспекте центр должен быть доступен для всех горожан.
У нас же до закрытия «шанхайки» и до сих пор превалировал торговый формат low cost, то есть ниже нижнего. Это провоцирует поток в центр достаточно большого количества не только горожан, но и жителей прилегающих сельских территорий, в том числе оптовиков.
С переносом шанхайского рынка эта проблема частично была решена. Новая площадка расположена в удобном с транспортной точки зрения месте. И этот новый рынок, к счастью, взял на себя часть транспортной и человеческой нагрузки. Но в центре все же с позиции удобства горожан не должно быть больших открытых рынков, за исключением центрального рынка — здесь при правильном подходе можно сделать цивилизованное притягательное место.
Но уличные рынки в центре города нужно устранять. В приоритете можно поставить небольшие магазинчики разных ценовых сегментов, но не ориентированных на массового, и тем более оптового потребителя. Хочется поднять капитализацию центра Иркутска, что этот район выглядел респектабельно и достойно для современного сибирского города. Иркутск этого заслуживает.
Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru
Ох, пугает меня эта переделка Какого фига «центральный рынок» должен оставаться в центре? Где тут аксиома? Тем более, в этом случае никак не избавиться от грязи возле него. На самом деле, статья ни о чем. Какие фасады должны быть в центре Иркутска? Какая этажность? До недавнего времени нам…