На прошлой неделе в город вновь пришел смог. Если весной он появился из-за неконтролируемого пала травы в пригородной зоне, то нынешнее задымление связано с серьезными пожарами не только в лесах, но и на торфяных болотах в окрестностях. С неожиданными лесными пожарами удалось справиться, а вот торфяные возгорания до сих пор осложняют жизнь не только пожарным подразделениям, но и обычным гражданам. В сложностях тушения таких пожаров разбирался корреспондент IRK.ru
Откуда дымит?
Едкий запах гари начал ощущаться во всех районах Иркутска с начала октября, плотное задымление порой скрывало солнце даже в самую ясную погоду. Горожане были не на шутку встревожены, ведь многие еще помнят серьезное задымление в первых числах апреля.
Как объясняли пожарные службы, виной нынешнего смога стали лесные пожары, массово вспыхнувшие на юге Приангарья. Именно дым от горящих лесов принес неудобства не только иркутянам, но и жителям Ангарска, Шелехова, а также окрестных поселений.
Плотная дымка временами окутывала не только города, но и междугородние трассы. Так, из-за сильного задымления на участке федеральной трассы М-53 между Иркутском и Ангарском столкнулись сразу девять машин — в тумане и смоге автомобилисты просто не видели друг друга. Тогда, к счастью, обошлось без пострадавших.
В понедельник, 6 октября, представители региональных властей и МЧС отчитались о тушении возгораний в лесах. По словам ВРИО начальника агентства лесного хозяйства Иркутской области Александра Келиберды, все очаги в лесных массивах почти ликвидировали к концу дня 6 октября. Чиновник констатировал, что основная масса пожаров была сосредоточена в лесах на землях министерства обороны. Но областные пожарные не имеют права действовать на территории военных, поэтому те ликвидируют очаги своими, не очень большими силами.
А вот с торфяниками вышла незадача. Тушение таких возгораний по закону относится к ведению муниципалитетов. Поэтому представители региональных властей объяснили свое бессилие довольно своеобразно — мол, если это не наши полномочия, то и сделать мы можем немного. Чиновники уповают на осадки. По словам Александра Келиберды, в данной ситуации милость погоды рассматривается в качестве наиболее действенной меры тушения горящего торфа.
Будет тлеть
То, что муниципалитеты не справляются с торфяными возгораниями, мы писали еще год назад. Все достаточно прозаично — у районных властей нет денег на эффективное тушение таких пожаров. Чтобы привлечь к ликвидации очагов горения МЧС, нужно заключать соответствующее соглашение между муниципалитетом, собственником земли, на котором горит торф и самим федеральным пожарным ведомством.
Проблема и в том, что торфяные пожары очень специфичны. С одной стороны, такие возгорания локальны и обычно не перекидываются на соседние участки. С другой — подобным пожарам обычно присваивают самый высокий класс опасности, потому что горение происходит на глубине, под болотами. А сильный едкий дым, идущий из-под земли, окутывает прилегающие населенные пункты.
Например, крупное возгорание торфа в Култуке возникло еще в прошлом году. Тогда начальник отдела ГО и ЧС Усольского района связывал трудности при тушении не только с недостатком финансирования на подобные противопожарные меры. Чиновник говорил о разрушении системы мелиорации на данном осушенном болоте, обустроенной еще в советские времена. Эта мера до поры позволяла держать участки, подверженные возгораниям, под контролем. Но так как сейчас эти земли частные, то и вмешиваться на эту территорию никто не мог.
Еще одна проблема в Култуке — толщина торфяных залежей. Слой торфа здесь достаточно мощный, порядка 2,5 метров. Потому и тлеть они будут долго. Возможности для тушения резко ограничены: на болотистой местности практически невозможно использовать технику. Поэтому многие работы на очаге возгорания приходится делать вручную. Технология проста: очаг раскапывают и заливают водой. Это действенный, но очень медленный способ тушения. В центр торфяного пожара пробраться практически невозможно, вот и приходится пожарным продвигаться по кромке горящего участка.
Второй крупный очаг горения торфяников — в Иркутском районе у поселка Бурдаковка. Два года назад здесь подсохло болото, что вкупе с нынешней засухой привело к тлению. Толщина горючего слоя здесь оценивается в 70-80 сантиметров. Однако площадь возгорания не меньше, чем в Усольском районе, порядка 50 гектаров. Да и с доступом техники складывается та же проблема. Участок принадлежит госучреждению, НИИ сельского хозяйства. Представители института отмечали, что деньги на профилактику торфяных пожаров им не выделяются. Да и не нашлись соответствующие специалисты, которые могли бы предугадать возгорание торфа.
На днях вновь начали тлеть торфяники возле поселка Дзержинск. Здесь причина возгорания кроется в человеческой безответственности. Местные жители поджигают сухую траву возле местного болота и растительные остатки от собранного урожая, из-за чего огонь перекинулся на торфяной слой. Однако пожарная ситуация здесь несравнимо легче, чем в Бурдаковке и у Култука.
Несмотря на недостаток средств и ограниченные полномочия, пожарные службы, в том числе МЧС, все же подключились к тушению торфяных возгораний. Специалисты делают то, что возможно в столь непростой ситуации, — занимаются обводнением горючих слоев и ликвидацией отдельных очагов тления. Сводка борьбы напоминает фронтовую — чуть ли не ежедневно МЧС сообщало о ликвидации двух-трех очагов.
Силы пока явно неравны, но прогресс все же наметился. В четырех километрах северо-восточнее деревни Бурдаковка закончена работа по соединению трех ручьев, протекающих вблизи очага горения, в один ров, сейчас он заполняется водой. Это, по планам пожарным, позволит ликвидировать значительную часть очагов.
Дым потихоньку уходит из Иркутска. Однако остается открытым вопрос: удастся ли решить проблему с торфяниками до конца года и не вспыхнут ли подземные залежи торфа в следующем году? Можно утверждать, что это вполне возможно. Поэтому, пока не будет эффективной системы превентивной борьбы с торфяными пожарами, нам всем придется ждать снегопада, чтобы очаги возгорания природа вновь притушила самостоятельно.
Андрей Щепин, IRK.ru
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области
«Милость погоды рассматривается в качестве наиболее действенной меры тушения….», - ну ок, ясно-понятно
Как обычно