Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Страж Байкала

В Иркутске появился первый проект эко-корабля. Его разработчики уверяют, что смогут на примере судна «Трофим Яскин» доказать, что судоходство на Байкале должно быть экологичным и при этом может стать экономически выгодным.

Устройство, перерабатывающее отходы жизнедеятельности в свет и тепло, специальная установка, добывающая энергию даже из битого стекла. Ветрогенераторы, солнечные батареи, комфортные каюты даже для людей с ограниченными возможностями — все это обещают разработчики самого первого байкальского эко-корабля.

Наступление спирогиры

Ученые Лимнологического института бьют тревогу: Байкалу грозит серьезная опасность. На прошлой неделе стали известны результаты последней международной кругобайкальской экспедиции — озеро заполонили водоросли спирогира, с каждым годом их количество в акватории Байкала кратно увеличивается.

— Мы подсчитали, в прошлом году это было более полутора тысяч тонн гниющих водорослей. То есть берег Байкала абсолютно черный, — говорит заведующий лабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического института СО РАН Олег Тимошкин.

Ученые констатируют: «Байкал болен». Сегодня во многих местах озеро выглядит так, будто его забросали навозом или перегноем: вместо кристально чистой байкальской воды — темная мутная жижа. Чистым осталось только западное побережье священного озера, на остальной акватории — тонны гниющих водорослей на побережье, цветущие — в воде. Эвтрофикация — процесс постепенного превращения озера в болото продвигается семимильными шагами.

Спирогира для экосистемы Байкала — явление чужеродное. Раньше этой водоросли в озере не было. Причины столь массового ее роста ученые сейчас устанавливают. Одна из основных версий — загрязнение воды Байкала сточными водами и отходами жизнедеятельности людей. Во время экспедиции ученые установили, что фактически ни одно очистное сооружение, расположенное в прибайкальской зоне, со своими задачами не справляется. Например, станция очистных сооружений в Северобайкальске забрасывает в воды озера не только бытовые сточные воды, но и большое количество фосфатов и нитратов. Для спирогиры вода с содержанием таких веществ — самая лучшая среда обитания. Свою роль сыграл и рост числа туристических баз прямо у озера, из которых нечистоты фактически сливались прямо в воду.

— Сейчас и Иркутская область, и Бурятия делают особый акцент на развитии туризма, — поясняет биолог, руководитель «Школы экологического предпринимательства» и благотворительного фонда «Возрождение земли Сибирской» Елена Творогова. — Последствия такой политики мы сейчас и вкушаем. Турбазы размножаются, как грибы после дождя, а условий для сохранения окружающей среды на них никто не создает. Да какая там экология! Туристам зачастую на Байкале и в туалет-то сходить некуда. Стыдоба, просто каменный век. Люди едут, отдыхают, превращая побережье Байкала и само озеро в свалку. Кроме того, за последние годы вода в Байкале стала теплее, и в разы. Это приводит к тому, что все организмы, которые привыкли обитать в холодной и чистой воде, сейчас испытывают стресс. Тот же омуль или рачок Эпишура, который очищает воду озера. Зато для спирогиры — рай. Эта водоросль любит именно грязную и теплую воду.

Спирогира. Фото Игоря Ханаева
Спирогира. Фото Игоря Ханаева

Байкал вместо сточной канавы

Грязные стоки поступают в озеро не только с побережья, фекальные и подсланевые (содержащие нефтепродукты — прим. ред.) воды активно сливают в Байкал и корабли. С развитием туризма количество судов на озере подобно спирогире увеличивается в геометрической прогрессии.

В настоящее время в акватории западной части Байкала по данным Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей зарегистрировано 269 судов (длиной более 21 метра), не состоят на учете, по оценке экспертов, еще около 40 судов. По данным ГИМС МЧС России по Иркутской области, в регионе зарегистрировано 662 судна (длиной менее 21 метра), еще около 60 судов не зарегистрированы. Таким образом, речь идет примерно о тысяче судов.

За время навигации каждое судно вырабатывает по самым скромным оценкам не менее 1,2 тонны нефтесодержащих вод и порядка 25,2 тонны сточных (фекальных) вод. В них, по заверению экологов, содержится практически вся таблица Менделеева. По официальным данным Восточно-Сибирского речного пароходства, на очистные станции с кораблей в 2013 году доставили только 600 тонн жидких отходов.

— Владелец корабля, чтобы сдать все скопившиеся воды на станцию, должен заплатить деньги и немалые, — отмечает руководитель проекта эко-корабль «Трофим Яскин». — Плюс, придется дополнительно расходовать топливо, чтобы добраться до станции. Как владелец корабля скажу — на это пойдут немногие. Гораздо проще сбросить все в Байкал. А отходы копятся быстро — часа четыре «походил» с туристами — все, полна коробочка, нужно избавляться.

Выхода в такой ситуации два: либо вовсе прекратить и запретить навигацию на Байкале, либо строить корабли нового типа, экологически безвредные.

Екатерина Удеревская и ее муж Андрей Кононенко. Фото из личного архива
Екатерина Удеревская и ее муж Андрей Кононенко. Фото из личного архива

Форвард «Яскин»

Владельцы корабля «Трофим Яскин» Екатерина Удеревская и ее муж Андрей Кононенко для себя выбрали второй способ. Год назад супруги решили превратить свое судно в первый байкальский эко-корабль.

— Когда я попала «на флот», когда увидела, как все происходит, я ужаснулась, — вспоминает Екатерина Удеревская. — В голове была одна мыль: это же Байкал, это же святыня! И в то же время туристическая навигация на озере — любимое дело, которое приносит доход.

Корабль «Трофим Яскин» достался семье Екатерины и Андрея в наследство от отца. Их семья — это еще и корабельный экипаж. Муж — капитан, жена — помощник капитана, сын — рулевой моторист, а дочь — эколог. Заработок неплохой, но и расходов требуется очень много. В 2013 году перед семьей встала задача — найти денег для ремонта днища судна. Средства требовались немалые. Банки с малым предприятием либо вовсе не хотели связываться, либо предлагали заключить кредитный договор на совершенно кабальных условиях. Семейство поняло: пришла пора что-то менять.

Поначалу решили хотя бы установить на своем «Яскине» гибридный двигатель, способный до 5-6 часов работать на электричестве — меньше топлива, а следовательно и меньше отходов. Но одна столичная компания запросила за двигатель производства фирмы «Штайер» 10,5 миллионов рублей, плюс еще 500-600 тысяч «сверху» за монтаж.

— С буйным нравом Байкала и переменчивой погодой опасно полагаться на один электромотор. Казалось, мечта об эко-корабле проплывала мимо. — И тут мы узнали про конструкторское бюро «Миллениум», прочитали про все их наноразработки для кораблей, — продолжает Екатерина Удеревская. — Наша встреча — это чудо, будто сама природа вмешалась и позволила нам друг друга узнать. Оказалось, руководитель бюро наш земляк Андрей Нестеренко. Они тоже изобрели гибридный электродвигатель, по стоимости гораздо более доступный, по качеству — не уступающий иностранным аналогам.

Кроме двигателя Нестеренко предложил Екатерине и Андрею еще множество различных новейших разработок, позволяющих минимизировать вред от навигации судна.

— Я из Иркутска, поэтому мне, естественно, судьба Байкала не безразлична, — говорит главный конструктор АКБ «Миллениум» Андрей Нестеренко. — Если не замечать всех изменений, что происходят сейчас с озером, то скоро Байкал превратится в болото с квакающими лягушками. Поэтому мы взялись за разработку проекта первого эко-корабля на Байкале. Работы длились больше года — с февраля 2013-го, мы постарались учесть все нюансы и по максимуму внедрить новые технологии.

На «Трофиме» впервые будет применена технология «обогащенного углеродистого наноэмульгирования». За этой труднопроизносимой фразой скрывается установка, способная получать энергию из отходов жизнедеятельности человека. На судне появится утилизатор-инсенератор ТБО, с помощью которого можно термически утилизировать любые отходы без их сортировки. При этом в атмосферу не попадает никаких вредных веществ и энергия используется в виде топлива. Это устройство может переработать любой мусор, даже стекло. Не стоит забывать и об энергии ветра и солнца: на корабле будут действовать солнечные батареи и ветряные двигатели. Еще одно экологическое ноу-хау — это сверхтонкая теплоизоляция, позволяющая избежать серьезной беды кораблей — скопления конденсата. Эта технология, а также специальные водосберегающие насадки были разработаны Восточно-Сибирским центром энергосбережения.

Когда знакомишься с названиями и характеристиками всех этих «новых штучек», кажется это нереально, не больше, чем экологическая сказка. Но такие устройства давно существуют и успешно применяются на кораблях за границей. Даже в России — в Мурманске, Якутии суда с подобными нанотехнологиями курсируют не один год.

— Да, двадцать лет назад это все можно было назвать сказкой, — уверена Елена Творогова. — Но сегодня технологии такие есть, они применяются, действуют. Их просто нужно продемонстрировать людям, чтобы они сами посмотрели, потрогали, почувствовали. Появление таких нанотехнологий на кораблях, на мой взгляд, естественный путь развития.

Проект создания эко-корабля был представлен на Байкальском международном экологическом форуме в Иркутске и на форуме «Байкальский диалог» в Улан-Удэ. Заинтересованность в его реализации была высказана Ассоциацией судостроительных компаний Сибири и представителями ряда пароходств.

— Наш корабль — это форвард, за которым должны потянуться другие корабли. Не случайно мы назвали его в честь дедушки мужа — ветерана Великой Отечественной Трофима Николаевича Яскина, — объясняет Екатерина Удеревская. — В 1944 году он по собственной инициативе переправился через Днепр. И сейчас корабль, названный в его честь, открывает дорогу в чистое, ясное экологичное будущее Байкала.

«Трофим Яскин» станет не только первым эко-кораблем на Байкале: в его задачу также будет входить экологический мониторинг состояния акватории и прибрежной территории озера. В подарок своему первому детищу на Байкале АКБ «Миллениум» дарит еще одну свою инновационную разработку — беспилотный летательный аппарат новейшего поколения. Называется он «Аватар», его «дизайн» разработчики скопировали из популярного фильма Джеймса Камерона. Задача у беспилотника такая же как у киношного — спасти планету. Этот небольшой аппарат может следить за состоянием воздуха, атмосферы, почвы и земли. Он запрограммирован на то, чтобы обнаружить малейшие трещины на нефте-и газопроводах. Еще «Аватар» может перевозить на себе до 12 килограммов груза, например, взятые экологами пробы.

Беспилотник будет помещен на носу корабля, где когда-то стояла пушка, — говорят владельцы судна. — Раньше корабли, подобные «Яскину», типа «Ярославец» выполняли функции «сторожевого» корабля на флоте, теперь он тоже будет на страже, только экологии.

Дача на воде. Фото из архива Екатерины Удеревской
Дача на воде. Фото из архива Екатерины Удеревской

Дубль «Э»

По словам Андрея Нестеренко, эко-корабль — это не только польза, но и экономия. При использовании технологии наноэмульгирования возможна экономия до 40% топлива, — заявляет руководитель АКБ «Миллениум». — Перерабатывая таким способом топливо, возможно получать альтернативную энергию, которая используется для освещения, отопления, приведения в действие различных механизмов. Экология может быть экономичной, выгодной. Это мы хотели донести до судовладельцев.

Дубль «Э» (экономичность и экологичность) — основополагающий принцип проекта. Наноэмульгирование возможно применять на любых двигателях, не обязательно корабельных. Такую технологию можно использовать и на суше. Ведь несмотря на хорошие отзывы, разработчики проекта эко-корабля прямо признаются: в одиночестве «Трофим Яскин» не сможет помочь Байкалу и исправить ситуацию. Но он сможет послужить примером.

И совесть чиста, и Байкал чист — хороший девиз нашего проекта, — заключает Екатерина Удеревская.

Сейчас «Яскин» полностью готов к переоборудованию — с него уже сняли обшивку. Владельцы судна надеются завершить реализацию проекта до конца этого года, но все, как обычно упирается в отсутствие средств: необходимо порядка 12,5 миллиона рублей. Поэтому сейчас Екатерина и Андрей занимаются активным поиском спонсоров для нового проекта. Впрочем, супруги не планируют останавливаться только на эко-корабле. В их планах строительство на Байкале настоящей экологичной турбазы, плавающих на воде дач и появление скоростных эко-катеров — своеобразных «водных маршруток», которые курсировали бы по самым популярным туристическим маршрутам.

Надежда Гусевская, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля