Вечером 8 октября в Иркутске и пригородах неожиданно образовался бензиновый кризис. Автомобилисты за считанные часы буквально оккупировали городские заправки, желая заполнить бак до того, как весь бензин, якобы, закончится. Что было первично — собственно дефицит или панические новостные сводки в местных СМИ? В ситуации разбирался корреспондент IRK.ru.
Автомобильные очереди
О возможном дефиците топлива самых ходовых марок, АИ-92 и АИ-95, еще днем сообщали местные радиостанции. Тогда ситуацию связывали с ремонтными работами на АНХК. Одновременно называли и возможные сроки топливного «голода» — от 2 до 10 дней. Подлили масло в огонь и непонятные расчеты, что, якобы, топлива в городе осталось на пару дней.
Судя по всему, многие автомобилисты восприняли сообщение близко к сердцу и принялись массово прорываться к заветным бензоколонкам. Пробки из желающих заправиться собирались с вечера и не сокращались до поздней ночи. Заторы на подъездах к некоторым АЗС достигали километровой длины.
Ажиотаж, надо признать, подогревался не безосновательно. Так, на заправках «Крайснефть» с вечера прекратили свободную продажу топлива. Одновременно с информационных табло возле АЗС стали исчезать ценники с 92-м, 95-м и 98-м бензином. По словам водителей, определенные затруднения с покупкой бензина возникали накануне и на АЗС Роснефти. А дальше панические настроения распространялись по методу «сарафанного радио».
Водители, стоящие в очереди на АЗС, звонили родственникам и друзьям, призывая подъезжать и заправляться, пока весь бензин не разобрали. Гуляли также слухи, что из-за топливного дефицита резко подскочат цены.
Панические сообщения разлетелись по соцсетям с молниеносной скоростью. Особой популярностью пользовались сообщения с хэштегом #НЕТбензинаИРК. Пользователи постили многочисленные фото и видео очередей, что явно не снижало градус напряженности.
Крайснефть крайняя?
Сегодня, когда ажиотаж немного стих, стало понятно, что дефицит топлива не так страшен, как казалось вчера. Утром пресс-служба АНХК распространила официальное заявление, что производства нефтехимической компании работают в плановом режиме. Также по графику производится выпуск и отгрузка продукции.
В штатном режиме работают станции ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (Роснефть), отпуск топлива, как и его поставки, осуществляются без ограничений. Ту же информацию сообщили и в сети АЗС «Омни».
Наличие проблем с топливом подтвердили в группе компаний Крайснефть. «ГК КрайсНефть реализует топливо только с крупных НПЗ, сложившаяся ситуация с дефицитом топлива возникла ввиду неплановых ремонтных работ на ряде НПЗ. Ситуация решается, через несколько дней топливо появится на АЗС вновь», — говорится в официальном сообщении компании.
Более подробно ситуацию с дефицитом бензина пояснил министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Кирилл Торопов. По словам чиновника, накануне вечером состоялось телефонное совещание с представителями Крайснефти, Иркутскнефтепродукта и АНХК. В ходе беседы выяснилось, что основные затруднения с продажей бензина испытывают АЗС «Крайснефть».
— Компания «Крайснефть» на сегодняшний день контролирует порядка 16% розничной продажи нефтепродуктов Иркутской области, — отметил министр. — По стандартам обеспеченности ГСМ у компании, занимающейся розничной торговлей нефтепродуктами, должны составлять не менее десяти дней. Однако у компании «Крайснефть» эти запасы на пять дней.
Кирилл Торопов подчеркнул, что проблемы Крайснефти объясняются тем, что одновременно на ремонт встали нефтеперерабатывающие заводы в Омске и Ангарске, у которых компания покупала топливо. Почему пресс-служба АНХК официально не информирует о приостановке своих нефтеперерабатывающих производств, неизвестно.
Между тем сейчас, как отмечает министр, запасы «Крайснефти» оцениваются в тысячу тонн. Поставки бензина компания оплатила в полном объеме, а недостаток топлива объясняется срывами сроков со стороны поставщика. Существующий резерв позволяет компании выполнять свои обязательства в рамках госконтрактов. В розницу на данной сети АЗС топливо поступит не раньше, чем через три дня. Региональные власти намерены держать ситуацию с обеспечением бензином под контролем.
Ситуацию на розничном рынке ГСМ вскоре рассмотрят на заседании оперативного штаба в правительстве Иркутской области. Руководители топливных компаний должны будут представить информацию о мерах по недопущению дефицита нефтепродуктов на розничном рынке Приангарья.
— На АНХК ведется плановая модернизация производства, — подчеркивает Кирилл Торопов. — Со слов руководителей предприятия, она завершится 16-18 октября. И после этого ситуация будет стабилизирована. По словам руководителей Роснефти, запасов топлива у них на 10-14 дней. Представители компаний уверяют нас, что коллапса на рынке не будет, просто придется постоять в очереди.
Вчерашнюю бензиновую проблему не оставит без внимания и антимонопольная служба. При этом в ведомстве отметили, что давать какие-то оценки произошедшего пока рано. По поводу ситуации с нехваткой бензина в региональном УФАС сегодня планируется совещание, чтобы разобраться в произошедшем.
***
А между тем потребители уже фиксируют рост цен на 92-й и 95-й бензин. На некоторых АЗС «Омни» цена АИ-92 достигает 38 рублей. На отдельных пунктах цены на АИ-95 достигли 40 рублей за литр.
По ряду заправок ажиотажный спрос все еще наблюдается. А спрос, как известно, рождает предложение. Вернутся ли цены на прежний уровень, когда кризис пройдет, большой вопрос.
Андрей Щепин, IRK.ru
Видео из блога пользователя Илья Владимирович
Это была проверка Иркутска на панику и распросранение слухов, мы проверку не прошли