Первого сентября, среди прочих учебных заведений, первый звонок прозвучал и в школе поселка Дальний Нижнеилимского района. Однако нынешний День знаний для местных педагогов и учеников омрачен последствиями майского пожара, когда, отстаивая от огня свою школу, учителя лишились крова. И по сей день многие вынуждены ютиться где попало. В каких условиях сейчас живут учителя-погорельцы, выяснял корреспондент IRK.ru
Спасали рабочее место
Пожар пришел в поселок Дальний утром 17 мая со стороны тайги. По признанию самих жильцов, в окрестном лесу часто происходили возгорания, но до населенного пункта огонь обычно не добирался. Когда пламя верхового пожара перекинулось на поселок, жители не сразу осознали всю опасность. А когда поняли, несколько домов уже горело.
Из-за удаленности поселка от районного центра жителям пришлось справляться со стихией своими силами. Ближайший населенный пункт находится в 50 километрах от Дальнего, а до пожарной части и вовсе больше сотни километров. Одним из главных объектов защиты стала поселковая школа. Спасали ее, что называется, всем миром — и педагоги, и ученики с родителями: эвакуировали детей, не подпускали огонь к зданию школы, тушили прилегающие к нему жилые дома. Школа стала центром сопротивления огню и пунктом эвакуации одновременно. Сохранение своих домов педагоги тогда отодвинули на второй план.
— Эвакуировали детишек, престарелых из домов, оказавшихся на линии огня, — рассказывает директор Дальнинской средней школы Наталья Шикова. — Все мужчины были на пожаре, да и помощь, к сожалению, пришла очень поздно. Мы же самых маленьких отводили подальше от места пожара. Некоторых вывозили на реку на лодках. Отвлекали их, как могли, сказки читали и песенки пели и плясали. О своем имуществе не думали, не до того было. За эту заботу о детях нас позже поблагодарили педиатры, которые приехали в поселок. Сказали, благодаря тому, что мы оградили их от того ужаса, что творился в поселке, малышам не потребовалась психологическая помощь.
Учитель информатики Татьяна Брайнингер в этот момент работала на месте пожара. Женщина признается, что даже не задумывалась, что спасать в первую очередь — свое жилье или место работы.
— Спасая школу от пожара, мы тогда спасали свои рабочие места, — поясняет преподаватель. — Ехать нам некуда, покупать жилье не на что, работы в поселке мало, поэтому важно было сохранить школу.
Самопожертвование обернулось для поселковых учителей потерей всего имущества. В результате пожара восемь из двенадцати учительских семей лишились крова. Вместе с домами сгорели практически все вещи.
— Еще когда пожар только начинался, мы успели забрать из дома документы, вынесли телевизор, — рассказывает Татьяна. — Ничего больше не вытаскивали, надеялись, что настолько сильного пожара не будет и огонь обойдет наши дома стороной. Однако улица, в итоге, серьезно пострадала, и все остальные наши вещи и имущество сгорели.
Стоит отметить, что пожар в Дальнем случился накануне последнего звонка. Учителя, как смогли, постарались организовать праздник для выпускников. В этом году Дальнинскую школу окончили пять учеников. На последний звонок 25 мая в погоревший поселок приехали мэр Нижнеилимского района и министр образования Иркутской области Елена Осипова. Учителя благодарны министру за поддержку, оказанную с первых дней трагедии. Отдельное спасибо педагоги хотели сказать и тем, кто оказал гуманитарную помощь — деньгами и одеждой.
Полная неустроенность
До 1 августа педагоги-погорельцы жили вместе с семьями в здании школы. Затем из-за подготовки учреждения к учебному году им пришлось расселиться где только возможно. Ради хоть какой-то крыши над головой люди занимали заброшенные дома.
— Наши учителя живут сейчас в ужасных условиях, — рассказывает Наталья Шикова. — По большей части, это пустые брошенные дома, практически не приспособленные для жилья. Что смогли, подлатали, крышу подремонтировали. Я, например, живу в старом доме, где в крыше такая большая дырка, что как дождь, дом заливает, только успевай собирать воду. Но больше негде. Нам обещали дома построить к 1 ноября, до 10 ноября уже будут ключи. Но на сегодняшний день вообще ничего даже не начали строить. Мы живем в северном районе, первые минусовые температуры приходят к нам в октябре. А к середине ноября будут стоять морозы до -30 градусов.
Обещанного нового жилья погорельцы ждут до сих пор. Деньги на строительство собирали за счет добровольных пожертвований на специальный счет, организованный министерством образования Иркутской области. В ведомстве отмечают, что собранных на данный момент средств на все строительные работы может не хватить. Поэтому в ближайшее время будут запускать вторую кампанию по сбору помощи. Проблему усугубляет тот факт, что некоторые педагоги не были прописаны в сгоревших домах, а значит получить помощь не могут.
— Сейчас мы вчетвером — я, муж и двое детей — живем в летней кухне, помещении размером четыре на четыре метра, — признается Татьяна Брайнингер. — Дети спят на диване, для себя же постелили матрасы на полу. Вот так и живем. Некоторые семьи погорельцев почти сразу после пожара собрались и уехали, но мы точно не собираемся переезжать.
На прошлой неделе в региональном правительстве, а также в министерстве строительства, дорожного хозяйства прошло несколько совещаний по поводу обеспечения жильем погорельцев из Дальнего. Как сообщили в пресс-службе ведомства, к ремонту пострадавших домов уже должны были приступить на днях. Возведение нового жилья на месте сгоревших домов должно начаться к концу этой недели. Строители надеются успеть закончить до холодов.
До сих пор не дождались пострадавшие педагоги и обещанных еще в мае компенсаций. Учителя уточняют, что речь шла о сумме в 100 тысяч рублей на возмещение ущерба. Но все, что они получили сейчас, — компенсации в размере 130 рублей от администрации муниципалитета на каждого члена семьи.
В региональном министерстве социального развития, опеки и попечительства пояснили, что задержка с выплатой компенсаций связана с бумажной неразберихой самих погорельцев. У некоторых недостаточно документов для подтверждения права собственности. Пока эти формальные моменты не устранят, выплаты пострадавшие жители поселка получить не смогут. За счет чего пострадавшие будут восстанавливать уничтоженное огнем имущество — неясно.
***
Несмотря на все жизненные неурядицы, люди духом не падают и относятся к произошедшему даже с некоторой долей юмора. Себя учителя в шутку называют «сумасшедшими» и уверяют, что намерены остаться в поселке, несмотря ни на что: не хотят бросать оставшихся учеников. Хватит ли их оптимизма до первых морозов — вопрос времени.
Официальный рублевый счет для пожертвований пострадавшим:
Иркутская областная общественная организация содействия ветеранам образования
Адрес: 664023 г. Иркутск, ул. Лыткина, 75-А
ИНН 3811150482 КПП 381101001
Филиал №5440 Банк ВТБ 24 (ЗАО) г. Новосибирск
БИК 045004751
К/с 30101810450040000751, открытый в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области
р/с 40703-810-5-2311-0009135
Андрей Щепин, IRK.ru
Фотографии предоставлены ГУ МЧС России по Иркутской области
надо было все делать наоборот - спасать свои дома, а не школу. если бы сгорела одна только школа, её уже давно бы восстановили. в крайнем случае можно было проводить уроки на дому.
а так - ни школы, ни домов.