Жемчужина Тункинской долины — поселок Аршан — в минувшую субботу пострадал от сильного наводнения, сопровождавшегося сходом селевых потоков на жилые дома и базы отдыха. Ущерб от бедствия, которое обрушилось на местных жителей, еще нескоро удастся возместить. О том, что происходило в зоне бедствия в первые дни после трагедии, расскажет корреспондент IRK.ru.
Дорога в зону ЧС
На улице в Иркутске прекрасный субботний вечер, но автобус до Аршана забивается едва ли на четверть. В салоне только и разговоров, что о наводнении. Оно и понятно — бедствие пришло в поселок всего несколько часов назад. Местная жительница делится свежей порцией страшилок: единственная дорога в Аршан перекрыта, через поселок прошел селевой поток, похоронивший под собой дома и людей, жители с ужасом ждут второй волны наводнения. С другой стороны, водитель маршрутки на настойчивые расспросы успокоительно произносит, что все нормально, вода в целом ушла с подтопленных улиц, дорога не перекрыта, и в поселок можно спокойно проехать. Что по факту происходит в Аршане — непонятно.
Обеспокоенная женщина не выпускает из рук мобильник и постоянно взволнованным голосом что-то уточняет у собеседника на том конце трубки. Как выяснилось, ее сын отдыхает в санатории «Саяны» с группой других детишек, и сейчас мама мчит в поселок за своим ребенком на последней субботней маршрутке.
— Сама еще не знаю, что там произошло, — рассказывает женщина. — Утром звонит ребенок, и говорит: «Мама, у нас тут под окнами река». Какая там река, думаю? А потом пришли новости, и нужно ехать, забирать.
Уже в пути от ребенка пассажирки приходит сообщение об эвакуации в Иркутск. Вместе с водителем решено ловить автобус с детьми где-нибудь на маршруте.
Эвакуация
Первые признаки зоны бедствия — пост ГАИ при повороте на Тунку. Автоинспектор останавливает нас и интересуется целью поездки, предупреждает — в поселке небезопасно, о чем мы и так все знаем. Трогаемся дальше.
Еще на подъезде к Аршану, за окном попадаются подтопленные домохозяйства и пастбища. Проезжаем чуть дальше — и вот покрытая толстым слоем ила земля в лесных массивах по обеим сторонам дороги. Мимо нас, гудя спецсигналами, изредка проносятся машины МЧС и полиции. По дороге мы так и не встретили автобус с эвакуированными детьми. Оказалось, что детишек до позднего вечера собирали в дорогу и ждали машины сопровождения из Иркутска. Сами автобусы, припаркованные возле центральных ворот санатория «Саяны», уже были забиты отдыхавшими детьми.
— Утром мы проснулись от сильного шума, — рассказывает Римма, одна из группы эвакуируемых детей. — Выглядываем в окошко, а под корпусом плещется вода. Страшно, конечно, было. Но мы были в порядке и звонили родителям, успокаивали.
Туристы-экстремалы
На турбазе «Аршан» субботним вечером нет ни воды, ни света. Территория базы завалена мусором и покрыта толстым слоем ила, который не пытались даже убрать. Двухэтажный корпус базы на первый взгляд практически безлюден. Но вот на балкон одного из номеров выбирается семья из села Оек. Несмотря на произошедшее, туристы намерены остаться здесь еще на несколько дней. На вопрос о том, что здесь творилось утром, отдыхающие рассказывают с нервным смешком.
— Вода пришла примерно к 8 часам утра, — рассказывает отец семейства. — База отдыха была заполнена отдыхающими, весь двор заставлен машинами. Когда пришла вода, сторож закричал, чтобы мы убирали машины. Но скорость потока была такая, что автомобили буквально болтало в воде, они бились друг о друга. Затем прорвало железный забор, благодаря этому уровень воды на территории начал спадать. В итоге, кто не успел, потом автомобили выкапывали из грязи. Кто смог откопать и завести машину, сразу уехали. Уже к вечеру база отдыха сильно опустела.
— У нас главный вопрос — почему не предупредили? — добавляет супруга нашего собеседника. — Всю ночь на улице ливень грохотал, гроза такая страшная. Неужели никто не знал, к чему это в итоге могло привести?
Вопрос женщины пока остается риторическим. Как известно, к субботнему наводнению в поселке привело переполнение естественного резервуара — горной впадины на одной из гор аршанского хребта. Скопившаяся на вершине вода превысила критическую массу из-за прошедших аномально сильных ливней, что в итоге и привело к сходу воды на поселок. Специалисты из местной администрации и МЧС, работающие на месте катастрофы, утверждают, что такого развития событий они не могли предугадать. Действительно ли?
Сколько грязи нанесло!
Сквозь железную ограду турбазы поток воды устремился дальше, во дворах домов по улице Лермонтова. Один из пострадавших — житель Аршана Александр. Сейчас он обводит спокойным взглядом залитый грязью участок. Момент прихода большой воды он не застал — был в Иркутске по делам. А когда вернулся, первым делом откопал вход в дом и приостановился. Что делать с погубленным огородом, для мужчины решительно непонятно. В одиночку такой слой ила и грязи не убрать.
— Около 8 утра пришел поток, и все полностью затопило — и огород, и сарай, веранду дома залило. Дрова уплыли, теплицу побило, — рассказывает Александр. — Пока вода не ушла, через участок проходил такой большой ручей и шел ниже, в другие дворы. И вон какие большие бревна прибило к воротам. Сколько живу, такого на моей памяти не было.
По соседству с Александром во дворе дома № 32 по улице Лермонтова пятеро чумазых мужиков также разгребают свои завалы. Их участок пострадал сильнее соседского — туалет с теплицей пронесло через весь участок и прибило к противоположному углу забора. А дом занесло грязью по самые окна. Родственницу-пенсионерку, проживавшую в затопленном домике, мужчины эвакуировали в Слюдянку. А сами остались здесь, чтобы хоть как-то разгрести то, что наделала стихия.
— Работы нам еще предстоит много, вот сколько грязи нанесло, — обводит рукой предстоящий фронт работ один мужчина из группы. — Когда здесь начался потоп, здесь была наша 70-летняя бабушка, очень перепугалась. Соседи помогли, выбили окно и вытащили старушку — дверь занесло и выбраться иначе бы не получилось. Сейчас она в безопасном месте и беспокоится, какая здесь ситуация, держится за сердце. Пока ничего ей не говорим.
— Да вы сами взгляните, вот в это выбитое окно, — предлагает его товарищ. — Вода в доме была больше метра. Вещи, одежду, мебель — все затопило, теперь только на выброс. Сейчас хотя бы воду вывести из дома. А сколько еще нужно восстанавливать — совсем непонятно.
Все, кому не повезло оказаться на пути огромного потока воды, в считанные минуты лишились будущего урожая на огородах. Все, что осталось хозяевам усадеб, — толстый слой ила и грязи на участке и попорченные водой дома. Чем восполнять такой урон, аршанцы пока не представляют. Но есть в поселке люди, пострадавшие сильнее.
Каменная дорога
Бесконечный, уходящий вдаль поток булыжников, пришедший с горного хребта на поселок, похоже, станет новой достопримечательностью Аршана. Настолько он масштабен. Кажется, не хватит техники и людей, чтобы разобрать и вывезти этот трехметровый слой булыжников, древесных обломков и грязи, протянувшийся до самого горизонта. Метровые валуны настолько плотно лежат на поверхности, что по ним можно без опаски бегать — ни один камень не шелохнется.
Именно сель принес жителям Аршана наибольшие неприятности. Итог стихии — 21 разрушенный дом и 87 поврежденных, а также несчетное число надворных построек. Стихия не щадила ничего. Селевой поток принес с гор поистине сокрушительную силу. Первые три-четыре дома на пути селя просто скрыло под каменной волной. Да так, что под лавиной теперь не найти даже обломков. Другие дома сносило с фундаментов, сминало и разбивало о соседние постройки.
В воде, как игрушечные, болтались автомобили и два школьных автобуса.
Всего в зоне затопления оказались десятки покореженных, перевернутых, придавленных обломками деревьев, машин. Машины обнаруживаются даже в таких экзотических местах, как, например, на дне глубокого оврага, пробитого селевым потоком. Мимо них с крайне озадаченным видом ходят гаишники, переписывают номера. Многие разбитые авто, судя по иркутским номерам, принадлежат туристам.
Десятки людей в одночасье лишились крыши над головой, имущества. Но большинство пострадавших не плачут и не клянут судьбу за случившееся несчастье. Возможно, от осознания того, что им удалось уцелеть и избежать увечий после страшного каменного нашествия.
— Помню, всю ночь лил такой сильный ливень с грозой, а под утро соседка закричала, что на нас вода идет, — рассказывает жительница одного из домов в микрорайоне. — Выбрались из дома, а на улице такой гул стоит, аж все дрожит! Я детей на руки, забрались на крышу, да так и сидели часа три, пока поток не сошел. Наш дом, к счастью, устоял. А вот на соседних участках разрушено все.
Дом микрорайона № 1а попал под удар селя одним из первых. Анна Зомонова вместе с тремя детьми успела выскочить из окна, когда ее домик потоком сорвало с фундамента. Теперь на ее участке — многометровая груда камней.
— Мы еле выжили, честное слово, — рассказывает пострадавшая. — У меня здесь два участка, было 12 соток, все снесло. Пришлось выбираться через окно, дверь выбил ствол дерева и влетел прямо в кухню. В итоге наш дом потоком отнесло на несколько десятков метров вперед. Нам повезло, что один из домов не развалился, но все равно все уничтожено. Где теперь жить мне и детям? Что дальше будет?
Такого сильного потопа в окрестностях Аршана местные жители не припомнят с 1971 года, когда вышедший из берегов Иркут принес много бед и разрушений обитателям соседних с Аршаном сел и деревень. А чтобы сам поселок так пострадал от водной стихии - такого не могут припомнить даже старожилы.
Аршанцы, живущие за счет сдачи домиков туристам, бьют тревогу из-за возможного срыва едва начавшегося туристического сезона. Насколько их опасения реальны - пока неясно. Но наглядные кадры разрушений в поселке, нерешенные проблемы с водой и электричеством, а также масштабы восстановительных работ плохо скажутся на туристической привлекательности Аршана в предстоящем летнем сезоне. А значит — и на благосостоянии тех, кто живет за счет сезонного турпотока.
Гитара в тишине
Главный корпус пансионата «Сагаан Дали», где отдыхали дети, принял на себя значительную часть удара селевого потока. Многометровая стена камней, обломков деревьев и грязи ударила в кирпичное трехэтажное здание санатория. Корпус устоял. Оставшиеся на месте сотрудники пробираются в здание через балкон второго этажа, внезапно сравнявшегося с поверхностью — стихия похоронила под толщей камней и воды первый этаж и подтопила половину второго. Рядом стоящие гаражные боксы завалены по самую крышу.
После эвакуации детей в гулких пустых коридорах пансионата теперь гуляет только эхо. Но вдруг в тишине заиграла музыка. В одном из коридоров, сидя на диване, перебирает на гитаре нехитрую мелодию мужчина в полевом наряде. Гитариста зовут Баир, и он работает в пансионате воспитателем.
— Удар пришелся на окна медблока, где, к счастью, в этот момент никого не было, — рассказывает Баир. — Да и дежурная смена среагировала на произошедшее очень грамотно и оперативно. Детей перевели на верхние этажи, все прошло организованно, поэтому обошлось без пострадавших.
Сейчас все, что остается персоналу, — спасать уцелевшее на верхних этажах имущество. И ждать решения о дальнейшей судьбе коллектива со стороны государства — собственника «Сагаан Дали».
— Нас здесь работает 60 человек, все местные, — объясняет физиотерапевт пансионата Наталья. - Скорее всего, пансионат не подлежит восстановлению. Поэтому опасаемся, что можем лишиться работы. Пансионат необходимо сохранить. И будем надеяться на то, что нас услышат.
Посильная помощь
Ситуация в поселке стабилизировалась спустя четыре часа после подтопления, когда с затопленных улиц поселка ушла вода. Только тогда люди смогли спуститься с крыш и оценить истинные масштабы катастрофы.
К тому времени в зону ЧС начали прибывать и первые группы спасателей. Они вывозили раненных (всего восемь человек — прим. автора), разворачивали пункты временного пребывания, эвакуировали жителей и туристов.
Часть спасателей прибыла в Аршан из Иркутской области. Более 70 сотрудников Байкальского поисково-спасательного отряда и других подразделений останутся в зоне бедствия на неопределенный срок. Именно они нашли пропавшую группу туристов с детьми. И до сих пор разыскивают без вести пропавшую иркутянку Татьяну Яковлеву. А теперь еще и приступили к разбору завалов и очистке домов в поселке от ила и грязи.
Некоторые владельцы пострадавших домохозяйств критикуют спасателей за невнимательность к их проблемам. Мол, просишь их помочь расчистить двор от метрового слоя ила, а они не реагируют и вообще мало чем здесь занимаются. Однако одну из групп иркутских спасателей удалось найти за очисткой пострадавших домов от ила и грязи. Работать приходится вручную — загребают лопатой грязную жижу в носилки и выносят на улицу.
— Страшно, конечно, то что здесь произошло, это большая трагедия для людей, — вздыхает сотрудник БПСО Андрей, вытаскивая из дома носилки, доверху набитые грязью. — Но будем здесь до победного, пока не получим приказа выдвигаться обратно.
***
Некоторые особо внимательные местные жители убеждены, что стихийное бедствие сильно изменило природный рельеф в окрестностях поселка. В частности, Кынгырга заметно расширила свое русло и пробила себе новые протоки через поселок, которые еще нескоро пересохнут. А как в долгосрочной перспективе это скажется на экологической ситуации в поселке — пока совсем неясно.
Одно можно сказать точно — субботнее наводнение разделило жизнь аршанцев на «до» и «после». Снесенные переправы, разрушенные жилые дома и центры отдыха — все это необходимо реконструировать или даже отстроить заново. Но сколько на это потребуется сил и средств — пока не может сказать никто.
Фоторепортажи по теме
Наводнение в Аршане
Последствия потопа
Сюжет
Наводнение в Аршане
Андрей Щепин, IRK.ru
Фото автора.
«Комсомолка» № 72 02-03 июля. На стр. 9 - фото дня, где печальный вид разрушенного моста. Под фото написано: «…из-за ливней вышла из русла горная река Кынгарга и вместе с селевым потоком обрушилась на поселок АшАн…». Редактор «Комсомолки» - Ирина Жеглова ответила: "Извините, эта заметка готовилась…