Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Владимир Тихонов: «Не быть Иванами, не помнящими своего родства»

Сохранять культурное наследие — задача под силу только людям увлеченным и напористым. Директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Владимир Тихонов по складу характера как раз такой человек. Он не мечтатель, все дела в его жизни направлены на результат.

В рубрике «Персона месяца» Владимир Тихонов рассказал о себе, поделился наблюдениями, почему важно сохранять традиции и культуру, озвучил свои идеи по этому поводу.

— Расскажите, как вы пришли работать в музей?

— В 1992 году я занимался инженерной сейсмологией в Академии наук. Работа очень интересная. Но в академии начался развал, в то время работы практически не было. Я не знал, куда применить свою силу и энергию. Рассматривал разные варианты. Мне предложили работу в Тальцах. Тогда они были филиалом краеведческого музея, состояли из трех домиков и Спасской башни. Сначала подумал, что это не по мне, не те масштабы. А потом понял, что работа может стать хобби, и согласился.

— Тяжело было работать? Какие ощущения испытываете сейчас?

— Сначала все было очень трудно. Перестройка, денег не было. По девять месяцев не выплачивали заработную плату, не давали развивать хозяйственную деятельность. Работать в составе филиала было тяжело. Я поставил председателю комитета по культуре вопрос: или будет развиваться музей, или я уйду. Мне сказали — потерпи. И уже через неделю дали распоряжение о переводе музея в самостоятельное учреждение. С 1 января 1994 года музей стал самостоятельной структурой. По началу работал также сезонно, а с 2000 года перешел на круглогодичную работу без выходных. Сегодня Тальцы можно по праву считать вторым брендом Иркутской области после Байкала. Ежегодно музей принимает 160 000 туристов в год. Я очень горжусь этим.

— Чем сегодня живет музей?

— С того момента, как я стал руководителем объекта, прошло уже довольно много времени. Самому музею уже более четверти века. Открыто 27 экспозиций, идет работа над новыми объектами. Мы понимаем, что нужно чем-то новым привлекать туристов, да и иркутян, которые у нас часто бывают. Стараемся делать имиджевые проекты. Разрабатываем зону Московского тракта, реконструируем уникальную инфраструктуру Илимского острога. После того как мы закончим работу, весь мир получит единственную в мире деревянную крепость 17 века. Еще хотим на реке Тальцинке построить Бодайбинскую золото-промышленную экспозицию, показать речную и промышленную добычу золота в Сибири. Также есть задумка организовать экспозицию колхозного периода 30—40-х годов 20 века. Помимо этого, планируем освоить территорию, расположенную через дорогу от музея. Реконструировать там городскую историческую зону с кафе, ресторанами и магазинами.

— И когда станет возможным воплотить идеи в реальность?

— Пока это только проекты и задумки. Как только появятся спонсоры, начнем прорабатывать детали. Сегодня музей сформирован всего на 15 % от проектной мощности. К сожалению, из-за недостаточного финансирования наше развитие затормаживается. В этом году музею выделили всего 3 миллиона рублей. На следующий год запланировано 2 400 000 рублей. А нам, чтобы сдать острог, нужно порядка 50 миллионов рублей и еще 120 миллионов, чтобы воссоздать Московский тракт. Мы рассчитываем на то, что в наших новых проектах нам помогут спонсоры. Если не получим должного финансирования, то для окончательной постройки музейного комплекса нужно будет как минимум 200 лет.

В Тальцах
В Тальцах

— Какую задачу музей несет перед обществом?

— Наш музей, как другие учреждения подобного типа, обеспечивает культурную безопасность России. Страна сохраняется не только силовыми структурами, но и историко-культурной средой. Это очень серьезная функция, но не всегда она осознается. Ее задача в том, чтобы люди не были Иванами, не помнящими своего родства.

Тальцы сегодня выбился в лидеры среди других музеев под открытым небом в России. Он является методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом. Поэтому наша задача заключается еще и в том, чтобы делиться опытом своей работы с другими регионами. Кроме того, мы помогаем разрабатывать проекты малых архитектурных усадеб и музеев в районных центрах области. Сегодня Иркутская область лидирует в России по созданию малых архитектурно-этнографических комплексов.

Владимир Тихонов
Владимир Тихонов

— Не раз слышала, как посетители восхищаются общим состоянием музея. Расскажите, каким образом вам удается содержать все в безупречном состоянии?

— Я посвящаю работе почти все время. Для меня моя работа — это еще и хобби. Хочется оставить что-то после себя потомкам. Вместе со мной работает штат специалистов, знатоков своего дела. В музее очень сплоченный коллектив из энтузиастов. Перед реконструкцией и реставрацией мы проводим серьезную подготовку, поднимаем архивы, читаем книги, разговариваем с людьми. Воссоздаем все по максимуму достоверно, чтобы будущее поколение не получило искаженной информации. После того как все уже построено, стараемся следить за всем объектами, вовремя проводить ремонт. В этом весь секрет.

— Расскажите о своих увлечениях. Есть в вашем рабочем графике время для отдыха? Как его проводите?

— Главное мое увлечение — это путешествия, восприятие нового. Отдыхать, как это понимают многие, лежа на боку, я не умею. По сути я трудоголик, и мне всегда хочется что-то делать — строить, писать, встречаться с людьми, собирать экспонаты для музея. В движении и работе я воспринимаю смысл моей жизни.

— Где берете идеи для новых экспозиций?

— У думающего человека всегда есть идеи. Чаще всего они приходят во время экспедиций. Вот совсем недавно побывали в селе Голуметь. Там есть шикарный дом купца. Он бы идеально вошел в одну из наших экспозиций. Сегодня перевозить памятники архитектуры довольно непросто. Впрочем, так же, как непросто заниматься другими реставрационными работами. Стопором в этом деле является наше законодательство. Я прагматик и продвигаю в жизнь только те идеи, которые можно реализовать. Нужна весомая поддержка со стороны властей, тогда станет проще работать.

— Близкие люди поддерживают ваше хобби?

— Моя супруга Мария занимается реставрацией одежды и изготовлением коллекционных кукол. Это ее хобби. Она, как и я, генератор идей. Сейчас она планирует открыть музей кукол. Однако существуют трудности с помещением. Но на мой взгляд, идея очень неплохая, учитывая, что Иркутску нужны приманки для туристов. Помимо кукол, Мария занимается коллекционированием светской одежды и мечтает создать музей моды в нашем городе. В России таких музеев пока нет. И было бы здорово разместить такой музей где-нибудь в 130-м квартале.

— Как считаете, что необходимо Иркутску, чтобы развивать туризм?

— Развитие туризма обеспечивают два фактора: это уникальные природные условия и историко-культурный потенциал, этническая культура. Ведь мы сами едем в разные страны, чтобы посмотреть, как живут люди. Поэтому нужно сохранять культурные традиции. Вторым после Байкала брендом все же должны быть не Тальцы, а Иркутск. Это самый большой в мире деревянный город. Его нужно сохранять, причем поквартально, а не так, как это делается у нас.

Сейчас в городе фактически нет цельных деревянных улиц без бетонных построек. Каменная среда не воспринимается туристами, особенно зарубежными. Они едут посмотреть на старинные деревянные памятники. К сожалению, сегодня проще уничтожить исторический объект, вывести из списка достояний культуры. Многие иркутяне понимают важность этих объектов, поскольку все это часть нашего наследия. Но пока не будет принято грамотного менеджерского решения со стороны властей, ситуация не изменится.

Убранство одного из домов в музее
Убранство одного из домов в музее

— Какие у вас есть идеи, чтобы сделать культурную среду Иркутска более насыщенной?

— Есть мечта организовать музей фарфора. У нас скопилась большая коллекция, произведенного на знаменитой Хайтинской фабрике. Еще прорабатываем идею на базе здания на Сурикова, 24 создать музей русской Америки. Так в Иркутске может появится учреждение культуры федерального значения и музейный комплекс мирового масштаба.

Если мы хотим создавать среду для культурного досуга горожан, нужно придумывать интересные музейные объекты, а не только строить исторические кварталы и наполнять их ресторанами и кафе. Хочу отметить, что Иркутск город очень интеллигентный. Многие понимающие иркутяне стараются сохранить старый город, чтобы было чем гордиться.

IRK.ru. Фото IRK.ru и из архива музея «Тальцы»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Ольга Винярская 6 августа 2013 в 16:48

    Я люблю Тальцы, это очевидно. Но полностью согласна по поводу персонала. Почему те же американцы привлекают в музеи под открытым небом до 3000 волонтеров, и каждый из них может подробно, четко и интересно рассказать о том периоде времени, которое он представляет. Одно дело - создать музей, другое…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля