Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Новые медицинские стандарты: интернатуры больше не будет

Новые стандарты обучения активно внедряются не только в средней школе, но и в системе высшего образования. В частности, из-за отмены интернатуры в 2016—2017 году изменится и схема обучения в медицинских вузах страны. Внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты и в Иркутском государственном медицинском университете. Подробнее об этом корреспонденту IRK.ru рассказал проректор ИГМУ по учебной работе, профессор Андрей Щербатых.

— Как внедряется новый стандарт обучения студентов-медиков?

— Третий федеральный государственный образовательный стандарт для студентов-медиков внедрен с сентября прошлого года. Он заменил предыдущий стандарт, по которому наш университет работал с 2000 года.

Студенты, закончившие первый курс, обучались по 3 федеральному образовательному стандарту. Те студенты, которые поступают в этом году, также переходят на новый, третий стандарт образования. А студенты, которые учились у нас по 2 государственному образовательному стандарту, будут доучиваться по нему же.

— В чем отличия между этими схемами?

— Отличия принципиальные. В третьем стандарте очень большой акцент сделан на практическую подготовку специалистов. Переход на новый стандарт обучения связан еще и с тем, что с 2016—2017 года в стране отменяется интернатура. А это значит, что специалисты, получившие диплом, сразу приступают к практической работе.

Сейчас ребята, которые заканчивают образование по второму стандарту, еще будут проходить последипломную подготовку — интернатуру или ординатуру. Но уже через 4 года интернатуры не будет. Поэтому наши студенты сразу после получения диплома пойдут работать участковыми терапевтами либо участковыми педиатрами.

В связи с будущей отменой интернатуры во время обучения нужно делать серьезный акцент на практическую подготовку будущих врачей, акцент на поликлиническую терапию и другие дисциплины, которые позволят студентам подготовиться к своей будущей практической работе сразу после окончания университета.

— Почему принято решение отменить интернатуру?

— Таков новый образовательный стандарт. Возможно, это связано с некоторым ускорением подготовки врачей разных специальностей и устранением дефицита количества врачей именно в поликлинике и амбулаторном звене. В учебных планах нового образовательного стандарта идет акцент на блок профессиональных дисциплин и практическую подготовку. И с этой целью студенты должны будут как можно больше учиться в клинике, работать под руководством преподавателей с пациентами для приобретения практического опыта.

Между тем, ординатура остается, в ней будущие врачи будут продолжать учиться. То есть, заканчивая университет, наш выпускник работает некоторое время участковым врачом, а затем поступает в ординатуру по своему профилю. Например, ребята могут отработать несколько лет после окончания медицинского университета и поступить в ординатуру по хирургическому профилю. Но сроки ординатуры тоже увеличиваются. По этому направлению, в зависимости от специализации, ребята будут дополнительно учиться от 2 до 5 лет.

Также в новом стандарте по всем направлениям подготовки, в том числе и практической, предусмотрена отработка практических навыков на медицинских симуляторах. Раньше мы делали акцент на том, что нужно как можно больше времени проводить и учиться у постели больного. И сейчас этот тезис остается актуальным, но достаточно большую часть учебного времени студенты будут проводить в симуляционных классах, чтобы отрабатывать мануальные навыки на специальных манекенах, выдающих различные клинические ситуации.

— Сейчас университет оборудован всеми необходимыми симуляторами?

— К сожалению, их не столько, сколько хотелось бы. На сегодняшний день есть 2 симуляционных класса, в которых занимаются студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов. Сейчас мы закупаем еще и гинекологические, акушерские симуляторы. Они будут устанавливаться на базе областной клинической больницы, на них студенты также смогут заниматься.

— Предполагается увеличение часов внеучебной практики?

— Различные виды практик, начиная с 1 курса, являются частью учебного плана. Но из-за смещения в сторону дисциплин профессионального блока увеличится количество времени, которое студенты будут проводить в клинике.

У нас из 63-х кафедр 43 являются клиническими, то есть находятся на базе какого-либо лечебного учреждения. В Иркутске почти все крупные объекты здравоохранения — около 50 учреждений, включая больницы, поликлиники, аптеки — являются на данный момент клиническими базами для подготовки наших студентов. Это областная клиническая больница, детская областная клиническая больница, городские больницы, городские родильные дома, поликлиники и прочее. Со всеми клиническими базами у нас заключены договоры о взаимовыгодном сотрудничестве. На этих базах наши преподаватели являются также и практикующими врачами, консультантами. Поэтому проблем с клиническими базами для обучения студентов у нашего университета, слава Богу, нет. Благодаря этому, уже с 3-го курса наши студенты могут работать с больными и активно осваивать свою будущую профессию. Кроме того, у нашего университета имеются свои, хорошо оснащенные, клиники. В этих клиниках базируются 13 кафедр. На базе наших клиник проходит не только учебный процесс, но и ведется научная работа и лечение пациентов из различных регионов нашей страны.

— Как на клинических базах «старшие товарищи» страхуют студентов-медиков от врачебных ошибок?

— Понятно, что это учебный процесс. Поэтому студенты не имеют права самостоятельно принимать решения и лечить больных. Они осматривают пациентов, заполняют истории болезни. А ассистенты или лечащие врачи проверяют качество их заполнения и вносят необходимые коррективы. Студенты принимают активное участие в лечебном процессе, но при этом итоговую подпись под теми или иными назначениями ставит всегда только лечащий врач, поскольку именно он несет ответственность за лечение пациента.

— И насколько серьезный отсев происходит во время обучения?

— В медицинском университете учиться вообще очень трудно. Мы принимаем на первый курс примерно 700 человек и отчисляем в течение года из университета около 400 человек. Это очень существенный отсев. Но он должен быть: кто-то просто не может получить высшее медицинское образование, кто-то ленится. К тому же сейчас мы принимаем ребят по результатам ЕГЭ, поэтому только в процессе учебы можно выяснить, кто чего стоит.

— Не секрет, что в последние годы наблюдается значительное сокращение числа выпускников школ из-за кризиса рождаемости. Сказалась ли «демографическая яма» на количестве поступающих в медуниверситет?

— Насколько я знаю, в 2009 году в Иркутской области было около 22 тысяч выпускников школ. В 2012-м их стало около 14 тысяч. Это очень значимое падение. Однако мы этого, к счастью, не ощущаем. Каждый год в наш университет подают заявления около 1,5 тысячи абитуриентов. Отбираем самых лучших. При этом, если вы заметили, мы сознательно не проводим агрессивную рекламную кампанию. Я считаю, что хорошим врачом может стать только тот, кто поступает к нам в вуз по призванию, но не по рекламным акциям.

Как мне известно, среди вузов Иркутска проходные баллы ЕГЭ в нашем университете самые высокие. К примеру, в прошлом году проходной балл на лечебный факультет в первой волне был 236 баллов по трем экзаменам. В этом году, думаю, будет такой же высокий. Уже есть поступающие со свидетельствами ЕГЭ, превышающими 270 баллов. В общем, на все специальности у нас есть достаточно большой конкурс. К тому же, в июне ИГМУ в очередной раз успешно прошел государственную аккредитацию на 6 лет в статусе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования — университета.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • Ольга Миронова 15 февраля 2016 в 15:08

    Мой первый комментарий!

    Технологическая карта урока ФГОС за 5 минут по цене 105 рублей в месяц
    Имеется видеоинструкция http://mastertk.ru/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля