В Иркутской продолжается подготовка к выборам в Государственную Думу. Предвыборная кампания входит в свою завершающую стадию. Ведущие региональные эксперты-политологи прокомментировали особенности ведения предвыборной кампании в Иркутской области, а также дали прогноз результатов голосования 4 декабря.
Юрий Пронин, заместитель главного редактора газеты «Байкальские вести»:
— Избирательная кампания в нашем регионе проходит в общероссийском русле — та же повестка, те же участники. Единственным различием мне видится небольшая местная особенность: у нас «Единая Россия» наберет голосов меньше, чем в среднем на федеральном уровне. Это связано с рядом не решенных в регионе проблем: трудности, которые испытывают моногорода; «зависший» вопрос с БЦБК; проблемы в связи с Богучанским водохранилищем. В Иркутске и крупных городах области сохраняется устойчивое беспокойство в связи с несправедливостью распределения бюджета — область отдает больше, чем получает.
Что же касается собственно предвыборной кампании тех или иных политических игроков в регионе, то их усилия вряд ли повлияют на итоговые результаты. Значительно большее влияние на мнение электората оказывают федеральные каналы и центропресса и в какой-то степени интернет. Кстати, именно в связи с высокой доступностью различных источников информации как раз от городского населения области я ожидаю меньшего доверия к «Единой России».
На этапе ведения предвыборной агитации основными политическими игроками каких-то серьезных ошибок с их стороны я не вижу, равно как и удач. «Единая Россия», как всегда, доминирует в СМИ, КПРФ действует через свой партийный актив, ЛДПР нажимает на наглядную агитацию, балансируя на грани национализма. Честно говоря, кампания получилась довольно рутинной, где-то даже разочаровывающей. Не могу припомнить ни одного серьезного скандала.
Порядок итоговых по выборам цифр сейчас предсказать сложно, но думаю, что «Единая Россия» вряд ли наберет более 50 %, КПРФ – около 20 и ЛДПР — в районе 15. Так будет выглядеть тройка. При этом явка будет низкой. Показателен пример поселка Большие Коты, где недавно прошло первое в области досрочное голосование. Явка там составила одну треть от общего количества в 56 избирателей, в то время как в селах явка традиционно высокая.
Сергей Ильин, директор Байкальского аналитического центра:
— Ключевым фактором избирательных кампаний абсолютно всех участников предвыборной гонки можно назвать то, что они не учитывают региональной специфики Иркутской области. Избирательные кампании не затрагивают актуальных для региона проблем, не отвечают на вызовы времени, постоянно скатываются в популизм, пытаясь завоевать голоса любой ценой. При этом в целом избирательная кампания довольно вялая и эффективность ее невысока. С другой стороны, на это есть объективные причины.
Ни у одной партии, кроме, пожалуй, «Единой России» над технологией агитации не работают квалифицированные специалисты. Но и у правящей партии специалисты всего лишь усердно воспроизводят общероссийскую технологию, и лишь то, что от них требуют. На ход кампании оказывает влияние и то, что кандидаты в партийных списках обновились. Те, что были, отодвинуты на задний план, а появившиеся взамен ничего собой не представляют, избирателю они неизвестны.
Избиратель ждет конкретики (тут, разумеется, претензии, скорее к правящей партии), но получает одну лишь декларацию намерений. Сложившийся дискурс не соответствует поставленным задачам, и это отпугивает избирателя. Нет прагматизма, нет реализации намерений.
Иркутская область входит в число одиннадцати субъектов федерации с повышенной протестностью электората. Такая культура у нас сложилась давно, она объективно обусловлена экономическими, социальными, а также рядом более тонких и глубоких вопросов. Я называю это термином «электоральная традиция». В нашем регионе требуется специфический подход к избирателю. Однако ничего подобного не происходит и отношение к правящей партии стабильно ухудшается.
В целом, эти выборы тематически повторяют выборы 2007 года. Избиратель видит мало различий в лозунгах и призывах. В том числе и на этом фоне, условно говоря, «оппозиционные партии» выглядят слабенько. Новоявленные политики политиками, как таковыми, не являются. Существует специальный термин «избирательный ярлык». Это очень важная вещь. Дискурсы политика и бизнесмена различны. В глазах электората бизнесмен бьется отнюдь не за интересы избирателя, но, прежде всего, за свои. За деньги, за собственность. В этом смысле, например, у КПРФ неудачный подбор кандидатов.
По итогам распределения голосов все более-менее ясно, больших сюрпризов не ожидается. По стране «Единая Россия» наберет около 50 % голосов, в Иркутской области, бесспорно, от этой цифры смело можно отнимать 10 %. У КПРФ будет что-то между 30 и 15%, у ЛДПР — 11—14%. «Справедливая Россия» вряд ли перешагнет барьер в 7 %. Остальным партиям достанутся голоса протестно настроенных избирателей (ибо надо же эти голоса кому-то отдать), но они не будут иметь сколько-нибудь решающего значения.
Явку ожидаю не очень высокую. Технология повышения явки не выстраивается и не продумывается, поскольку партии власти высокая явка не выгодна. Мобилизацией населения должны заниматься оппозиционные партии, если хотят поучаствовать в разделе «пирога». Думаю, явка будет в районе сорока плюс-минус пять процентов от общего числа избирателей.
Сергей Шмидт, историк, политолог:
— Предвыборную кампанию в нашем регионе оцениваю как самую спокойную в новейшей истории. Судебные иски и различные конфликты сведены к минимуму. Самый интересный, на мой взгляд, игрок — «Единая Россия». Связано это, прежде всего, с тем, что партии власти необходимо как-то выкручиваться из ситуации, когда буквально все от нее устали. Поэтому «Единая Россия» стремится удивить избирателя. В то время как остальные партии стараются убеждать, и, может быть, обманывать. Однако удивить партия власти, в итоге, не смогла.
Вообще складывается крайне любопытная ситуация. Свою агитацию КПРФ построила на том, что эффективно и убедительно критикует «Единую Россию». Причем делает это правильно и метко. Тем удивительнее, что, по некоторым данным, массовый избиратель в результате такой эффектной «долбежки» постепенно склоняется в сторону ЛДПР. То есть, возможный будущий успех Жириновского на выборах создается коммунистами, которые, сами того не желая, усилили позиции прямого конкурента. В целом же, тройка основных соперников по уровню эффективности политических технологий идет примерно вровень.
С явкой все не так просто. В России существует некая мифология думских выборов. Партии ведут себя так, словно предполагаемое появление большинства в парламенте что-то может изменить. Это не так. В России президентская республика. Победившая партия не формирует правительство, а лишь принимает законы. При этом не оказывая решающего влияния на внутреннюю или внешнюю политику. А гражданам хочется принимать участие в важных выборах. С другой стороны, власти – тут очень важно — выгодно, чтобы в выборах приняло участие как можно меньшее количество политизированных избирателей, мнение которых поколебать очень трудно, но в то же время пришло как можно большее число избирателей аполитичных. Аполитичный избиратель не будет портить бюллетень и голосовать за оппозицию, он подчиняется общим для всех законам маркетинга: голосует за тех, о ком больше слышал. А нам известно, кто контролирует информационное пространство.
Резюмируя вышесказанное, можно ожидать, что явка составит от 50 до 60 процентов. ЛДПР и КПРФ получат около 20 процентов голосов пришедших на выборы, и, судя по завуалированным сигналам сверху, «Единая Россия» уже готова к тому, что лишится в парламенте конституционного большинства. Считаю, партия власти наберет не более 40 процентов.
Юленька-а-а-ааа, вы даты часом не попутали с невнимательности-то?