Этим летом на переправе МРС (Сахюрты) – Ольхон будут одновременно работать 2 парома: старый «Дорожник» и новое теплоходное судно «Ольхон». На эксплуатацию и содержание нового парома в навигационный сезон-2009 в бюджете Иркутской области заложено свыше 31 миллиона рублей. Однако эти расходы могут быть сокращены при оптимизации регионального бюджета. Так предложен вариант работы нового парома на коммерческой основе либо круглые сутки, либо только ночью.
Кроме того, для начала работы нового парома необходимо провести аукцион, на котором будет выбран перевозчик, на это требуется около 2 месяцев, а между тем навигация начинается с 15 мая. Ранее предполагалось, что в проливе Ольхонские ворота одновременно будут ходить старый и новый паромы. Навигационный период нового парома должен составить 7 месяцев: с середины мая до конца декабря, что позволит до минимума сократить срок, на который остров Ольхон остается полностью отрезанным от Большой земли. Старый паром будет ходить лишь до конца августа. Планировалось, что после окончания навигации-2009 будет проведен ремонт старого парома, на эти цели рассчитывали получить из регионального бюджета около 6 млн рублей.
Строительство теплоходного судна «Ольхон» началось в октябре 2007 года. 26 сентября 2008 года полностью готовое судно совершило технический рейс по своему будущему маршруту, испытание прошло успешно. Задача нового парома – обеспечить перевозки с большой земли на остров с учетом возросшего турпотока и исключить очереди на переправе. На его строительство из федерального бюджета было потрачено более 130 миллионов рублей.
Пешеходам оставить бесплатную переправу я считаю