Многотысячный митинг протеста «Скажи „нет“ „Транснефти“» прошел 18 марта в Иркутске. Объединенные одной идеей — отстоять Байкал, люди пришли сюда высказать свою гражданскую позицию. Целыми семьями, с соседями, студенты с друзьями по общежитию, школьники классами. И, судя по всему, вера в то, что нефтепровод не пройдет возле Байкала, сегодня укрепилась.
Это произошло. Нет, удивляет не то, что какие-то люди решили воплотить в жизнь амбициозный и очень опасный проект по строительству нефтепровода по берегу Байкала, а то, что на его защиту встали все: от мала до велика. В наш дом пришла беда, а она, как известно, всегда сплачивает. Почти три тысячи человек пришли на митинг не по политическим убеждениям, а по зову души. Власти, общественники, представители всех партий и профессий, студенты, школьники выступали в защиту Байкала. Цель только одна: пусть Москва услышит, пусть чиновники и бизнесмены поймут преступность намерений.
Владимир Якубовский, мэр г. Иркутска:
— Опять покушаются на воды Байкала. 25 процентов запасов мирового значения пресной воды в озере. Наша задача - не допустить загрязнения, настоять, чтобы трубу отнесли от берегов Байкала и не допустить экологической катастрофы. Я уверен, что наш митинг решит эту задачу.
Александр Тишанин, губернатор Иркутской области:
— Я думаю, мы найдем рациональное решение, и труба вблизи Байкала не пойдет. В этом я уверен.
Позитивные заявления местной администрации немного успокаивают. Но гарантий нет. Проект стоимостью в 11 миллиардов долларов является стратегическим. Он призван превратить Россию в энергетическую сверхдержаву. Поэтому остановить процесс не так просто. И до сих пор этого сделать не удалось. И даже наоборот, государственная экологическая экспертиза проект одобрила. «Транснефть», по ее собственным заявлениям, торопится начать строительство.
После митинга многотысячная колонна двинулась на площадь Кирова. Движение в центре было парализовано. Люди выходили из остановившихся троллейбусов и присоединялись к шествию.
Виктор Кузнецов, участник митинга:
— Я чувствую обиду за собственное государство. «Транснефть» везде декларирует, что она государственная компания, и сама же показывает пренебрежение к государственным законам. А государство, в котором законы не соблюдаются, перестает существовать.