В прокат вышел фильм «Дивергент, глава 3: За стеной» — предпоследняя и пока что худшая серия подростковой франшизы.
Третий «Дивергент»: как об стену горох
В предыдущей части постапокалиптический Чикаго, поделенный на пять нелепых фракций, оказался освобожден от ига так называемых эрудитов, которых возглавляла злющая тетка Джанин. Теперь власть принадлежит вождю изгоев Эвелин (Наоми Уоттс). Но дивергентка Трис (Шейлин Вудли) и её подельники вскоре разочаровываются в новой политике и перелезают через стену, окружающую город с незапамятных времен.
За стеной — пустыня с радиоактивными лужами и моросящим кислотным дождем. Юные борцы за свободу благополучно пересекают эту локацию и попадают в высокотехнологичный оазис. Там они узнают, что жителей Чикаго всё это время использовали как лабораторных кроликов. Главный идеолог такого эксперимента — очень вежливый пожилой мужчина Дэвид (Джефф Дэниелс). Вслед за покойной диктаторшей Джанин он тоже начинает проявлять сильный интерес к уникальной девчушке Трис.
Если «Голодные игры» от серии к серии становились всё осмысленнее и за счет этого расширяли свою аудиторию, то «Дивергент» идет по более распространенному пути. Первая часть была среднего качества, вторая — ниже среднего, новейшая третья — уже практически дно.
Это впечатление только усиливается по причине того, что перед нами не просто третья часть, а «первая серия третьей части». Экранизируя очередной подростковый бестселлер, продюсеры повторили модное нынче в Голливуде правило, согласно которому последней книге в серии должны соответствовать два отдельных фильма.
Дурной пример, как известно, заразителен. После двухчастевок «Гарри Поттер и Дары смерти», «Сумерки. Сага. Рассвет» и «Голодные игры: Сойка-пересмешница» создатели следующей франшизы для тинейджеров просто не могли поступить иначе. Конечно, не может не бросаться в глаза, что «Дивергент» — не чета всем названным картинам и об их популярности может только мечтать. Но элементарная математика подсказала продюсерам, что два фильма, каков бы ни был их уровень, принесут куда больше прибыли, чем один, пусть даже блестящий.
Что ж, уровень третьего «Дивергента» ожидаемо ниже всякой критики. Так что в ожидании четвертой и последней серии эту антиутопию смело можно считать одной из худших на сегодняшний день. Ведь даже казавшийся совсем дурным «Бегущий в лабиринте» несколько реабилитировался после сравнительно лихой второй части.
Вероятно, вы спросите: но почему же «Дивергент» — один из худших, а не самый худший? Объясняю: в этом году успела выйти свежая ребяческая антиутопия «5-я волна» — и уж хуже этой картины немыслимо даже что-то представить себе. После неё авторов половинчатого «Дивергента-3» можно просто расцеловать за то, какие они умницы.
Впрочем, поцелуев и так хватает в самой картине. Ради демонстрирования телячьих нежностей такие фильмы и снимаются — целевая аудитория жаждет именно этого. А всякие футуристические революции — только необязательный колорит. Когда автор исходной книжной трилогии Вероника Рот сочиняла «Дивергента» в свои 20 с небольшим, её вряд ли интересовали концепции в духе серьезных антиутопистов: Оруэлла, Хаксли, Замятина. Хорошо, если она вообще слышала эти фамилии.
Что уж говорить о «двенадцать-плюсовой» аудитории фильма? Героям по 16, в зале сидят 12-летки: «Бегущего по лезвию» или «Бразилию» нам тут вряд ли покажут. На «Матрицу» или хотя бы «Гаттаку» тоже бессмысленно рассчитывать.
С другой стороны, хорошие фильмы про любовь несовершеннолетних никто не отменял. В довольно удачной картине такого рода сыграли два актера из «Дивергента» — Энсел Элгорт и исполнительница главной роли Шейлин Вудли. Речь о мелодраме двухлетней давности «Виноваты звезды», которая безо всяких фантастических наворотов в сюжете заработала в мировом прокате аж 307 миллионов. Ни первый, ни второй «Дивергент» до этой цифры не дотянулись.
Кстати, именно после «Виноватых звезд» стало ясно, что мисс Вудли — вовсе не безликое существо, годящееся только на роли мешковатых школьниц. Конечно, это не Дженнифер Лоренс, но тоже барышня не без талантов. В «Звездах» Шейлин блистала и сияла, прямо-таки купалась в роли. Во всех трех «Дивергентах» она не производит и десятой доли того положительного впечатления.
Столь же невыразительны и Элгорт в образе брата главной героини, и Тео Джеймс в роли её основного хахаля Фора. Выделяется среди молодняка по-прежнему Майлс Теллер — Питер, мальчиш-плохиш в стане «кибальчишки» Трис. К тому же он — единственный персонаж во всех трех сериях, кто хоть как-то отвечает за юмор франшизы.
Тео Джеймс. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Энсел Элгорт. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Майлс Теллер. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Но, разумеется, совершеннолетнему зрителю подобные фильмы интересны прежде всего тем, что на роли зрелых злодеев сюда приглашают умудренных звезд, еще не уставших транслировать с экрана собственную харизму. В первых двух сериях у «Дивергента» с этим был порядок — злодейку тут играла сама Кейт Уинслет.
В третьей же части на месте Уинслет оказался Джефф Дэниелс — замена, мягко говоря, неравноценная. Нет, этот Дэниелс неплохой актер, но, к несчастью, самую яркую свою роль он сыграл в стародавней комедии «Тупой и еще тупее». Лишь совсем недавно Джефф перестал ассоциироваться с тем самым тупицей — лучшим другом Джима Кэрри. Однако в прошлом году вышел «Тупой и еще тупее – 2» — и Дэниелса вновь стало невозможно воспринимать в «серьезных» ролях.
Что до прекрасной Наоми Уоттс, то её тут чересчур мало, чтобы считать её героиню одной из главных. Ей бы следовало поменяться персонажами с Дэниелсом. Тогда можно было бы считать, что Кейт Уинслет передала злодейскую эстафету в надежные руки.
Спецэффекты в триквеле также не радуют. Бюджет у фильма вроде бы не самый скудный, но когда у авторов нет ни фантазии, ни вдохновения, никакие миллионы им не помогут. Максимум, на что хватило режиссера, — это фантастический воздушный транспорт в духе телефильма «Гостья из будущего».
Единственная новация в фильме касается его финала. Заканчивается «глава», как и положено, неожиданно. Но эта неожиданность облачена здесь в форму не сцены, а буквально одного кадра. Кабы не один-единственный этот кадр, историю легко можно было воспринять как полностью закончившуюся.
Если же такие немотивированные сюрпризы под конец получат распространение, то «Дивергент» и подобные ему франшизы обретут возможность никогда не заканчиваться. И ничего, кроме бесконечных сериалов, нам больше не будут в кино показывать. Вот где настоящая антиутопия!
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции.