В самый канун Нового года где-то в Самаре разворачивается душераздирающая история: хозяйка решает разлучить влюбленных — дворнягу Пирата и породистую Йоко. Ее маленькая дочь всеми силами стремится сберечь союз двух собачьих сердец и создает трогательную запись в «Фейсбуке». Это, как сообщает голос Константина Хабенского за кадром, запускает «бумеранг добра», который затронет самых разных людей со всех уголков нашей необъятной страны.
К третьему фильму «Елки» совершенно незаметно стали символом новогодних праздников, уместившись рядом с салатом оливье, мандаринами, поздравлением президента и китайскими петардами.
Кажется, «Елки» были всегда, но первая часть вышла каких-то четыре года назад.
Новые «Елки» встречают зрителя со старыми героями. Это снова несколько новелл, несколько историй, которые переплетаются, сталкиваются и расходятся волею новой теории сценаристов о «незримых связях». Персонажей вездесущего Ивана Урганта и его верного товарища в исполнении Сергея Светлакова жены оставляют с детьми. Лыжник и сноубордист попали в армию куда-то на крайний север. Молодая пара и их дочь — те самые упомянутые выше собачьи «разлучники». Помимо этих линий, в картине есть еще несколько: сентиментальная, грустная, романтичная, смешная, поучительная.
Основная проблема этого кинопроизведения, как и всего, к чему приложил руку Тимур Бекмамбетов (здесь он продюсер) — это откровенная искусственность и ненатуральность. Бекмамбетов — отличный имитатор, он так лихо имитировал Голливуд, что сам Голливуд, кажется, поверил. Нашу действительность в который раз подделать не удается — все приметы времени заканчиваются скрытой рекламой отечественных компаний, а все персонажи описываются парой прилагательных.
В шутках про Москву, которая отдельная страна, никогда не было столько правды: создатели действительно не всегда понимают, чем живет народ их «народной» комедии. Кино всегда будет лишь имитацией жизни, но именно в «Елках» это притворство так колет глаза. Наверное, не стоит требовать от новогодней сказки слишком многого, какой-то правды жизни, но так хочется почувствовать в ней и капельку искренности, чего-то по-настоящему человечного, живого.
Создатели действительно не всегда понимают, чем живет народ их «народной» комедии.
Малодушный эскапизм, стремление убежать и спрятаться от неуютной действительности в наспех сочиненную фикцию оборачиваются очевидным творческим бессилием, в котором расписывается вся съемочная бригада: главный сюжет фильма — любовь двух собак. Это грандиозная катастрофа для остального отснятого материала по одной простой причине: беспородная собака играет в фильме лучше многих других, а ее судьба беспокоит зрителя сильнее, чем судьбы остальных персонажей. Участие в фильме Валентина Гафта (он здесь абсолютно гениален, но его мало) и Татьяны Догилевой (ее еще меньше) лишь снова подводит к грустной мысли — актеры у нас есть, сниматься им негде.
Ургант и Светлаков — артисты, конечно, на любителя, но в таланте им не откажешь. За их не слишком оригинальным эскападами, украшенными неожиданными отсылками к известным зарубежным фильмам, смотреть как минимум забавно — как и почти на все, что делают на экране (большом или малом) эти люди. Что же касается других сюжетов, о них сказать можно не так уж и много: они не состоялись. Парочку новелл без сожаления и особого вреда для фильма можно вовсе убрать. Это касается откровенно слабой истории об адюльтере с Гошей Куценко и какой-то совершенно бредовой зарисовке в вырезанных из картона декорациях с участием Александра Головина и Александра Домогарова младшего. Для чего нужна была линия русского полицейского с женой из Средней Азии — просто загадка.
Можно долго описывать все художественные недостатки «Елок»: сетовать на никчемность сюжетов, на скомканный финал, на сомнительную мораль поступков героев, на наглую эксплуатационность злоключений бедного песика под грустные стихи Гафта или, как его персонаж, ворчать, что «оливье ваш — ненастоящий», закрыть глаза и притвориться для всех мертвым. Когда в саундтреке звучит Noize MC, понимаешь, что этому фильму больше подошла бы другая его песня — та, что совместно с Сергеем Шнуровым и Васей Обломовым.
Фильм зрителя своего найдет не только по изложенной в песне причине, просто альтернативы другой нет. Всех нас объединяет «ненастоящее» оливье, обращение президента после боя курантов и запуск фейерверков ровно в полночь. И фильм «Елки», занимающий все экраны под Новый год, — стабильный фильм для стабильной страны. В магистральной идее, проходящей красной нитью через все три снятые на сегодняшний день картины, с создателями «Елок» сложно не согласиться: в этот праздник никто не должен быть один. Ну что же, с Новым годом всех нас!
Расписание фильма «Елки 3» в кинотеатрах Иркутска вы можете посмотреть в афише.