С 31 октября в иркутском прокате идет криминальная драма «Советник». Фильм снял Ридли Скотт, сценарий написал Кормак Маккарти, в ролях — одни из лучших актеров Голливуда.
Респектабельный адвокат по криминальным делам (Майкл Фассбендер), которого за фильм ни разу не назовут иначе как Советник, тратит круглую сумму на кольцо с бриллиантом для своей кроткой возлюбленной (Пенелопа Крус). Покупка влечет определенные финансовые затруднения, а они, в свою очередь, заводят Советника в дом старого знакомого — пышного, как хвост павлина, бизнесмена Райнера (Хавьер Бардем). Тот живет в компании трех хищников — двух ручных гепардов и одной женщины сложной судьбы и крайне непростого характера (Кэмерон Диаз).
Райнер ведет дела с мексиканским наркокартелем, и Советник, несмотря на предостережения окружающих, решает, что вложить деньги в этот бизнес — хорошая идея. Осознание того, насколько это идея нехорошая, придет быстро, но слишком поздно: опасный груз исчезает где-то по дороге, и по невероятному стечению обстоятельств подозрение падает на Советника. А люди из картеля в случайности не верят.
Один только список людей, приложивших руку к созданию этого фильма, внушает огромные надежды. Мощным актерским составом дирижировал искушенный режиссер Ридли Скотт, с каждым годом сдающий позиции, но уважаемый по общим заслугам. Сценарий написал живой классик американской литературы Кормак Маккарти. После того как братья Коэны в 2007 году перенесли на экран его роман «Старикам тут не место», разменявший девятый десяток писатель в Голливуде просто нарасхват.
В качестве сценариста работа над «Советником» — первый опыт для Маккарти. В совокупности это все такой праздник для любителя кино, какой бывает на нашей улице теперь, пожалуй, весьма редко. Потому, наверное, так до обидного разочаровывает тот факт, что «Советник» оказывается совсем не тем фильмом, каким его можно себе вообразить.
Эти картины тяжело даются рядовому зрителю, падкому на прописные истины и прямолинейную их подачу. Но и вдумчивый просмотр подчас всех интеллектуальных затрат не оправдывает.
В каком-то из прошлогодних интервью Скотт говорил, что Маккарти написал поразительную историю с одними из лучших диалогов, что он читал. И ведь не соврал. Диалоги — это, кажется, вообще единственное, на чем сценарист решил сосредоточиться. И сразу первая новость, для большинства плохая: это разговорный фильм, но в традициях «Космополиса» Кроненберга и «Ограбления казино» Доминика. Для тех, кто видел эти ленты, ничего больше объяснять не нужно. Для всех остальных: первые полчаса честно пытаешься нащупать смысловой пульс происходящего, но в какой-то момент все равно теряешься и потом до самого конца сидишь в полной прострации, с трудом понимая подоплеку большинства событий на экране.
Просмотр таких фильмов трудно назвать развлечением, их не посоветуешь для приятного времяпровождения. Эти картины тяжело даются рядовому зрителю, падкому на прописные истины и прямолинейную их подачу. Но и вдумчивый просмотр подчас всех интеллектуальных затрат не оправдывает, как в случае с тем же «Космополисом» (существование которого оправдать вот так, с ходу, вообще сложно). В «Советнике» ситуация обостряется тем, что простую в своей сути историю пытаются пересказать какими-то чудовищно сложными словесными конструкциями, за которыми не видно ничего и никого.
При такой концентрации звездных имен в актерском составе в фильме совершенно отсутствуют живые персонажи. Каждый герой нужен для того, чтобы произнести в самый неподходящий для того момент пространный монолог, в очередной раз поставив зрителя в неловкое положение своей обескураживающей непоследовательностью. За интересными образами, за внешним приятным фасадом персонажей не стоят характеры, у них нет истории, прошлого, хоть чего-то, что сделало бы их людьми. Потому герои не вызывают никаких эмоций, а «мировой» кастинг в целом не оправдывает себя.
На Питта смотреть в любом случае приятно, примерно как наблюдать за вальяжным львом в вольере. Ничего нового он не покажет, но и не разочарует: животная красота притягательна сама по себе. Бардем (с традиционно странной шевелюрой) большую часть времени пьет напитки и рассуждает об окружающих хищниках и хищницах, побаиваясь собственную любовницу. Его любовница со странным для женщины именем Малкина, с татуировкой во всю спину и золотым зубом во рту пугает всех вокруг дикими выходками, главная из которых настолько непристойна, что даже Бардем смутился. Конкретно для Диаз образ Малкиной — лучший перфоманс за многие годы.
Величественный Фассбендер самозабвенно льет слезы и кусает разбитый кулак — мы-то знаем, что он может и не такое. Пенелопа Крус говорит меньше остальных, никого ничем не пугает, что ей говорят — делает, но судьба в этом фильме благоволит подлецам. Когда к концу фильма сценарист все же выпутывается из собственных велеречивых диалогов о многомерной вселенной, женской сути, мужской глупости, бриллиантах и алчности, на фильм опускается тот самый фирменный маккартиевский мрак с отрезанными головами, простреленными ягодицами и закадровыми пытками.
Главная трагедия «Советника» — в запоздалом осознании того факта, что расстояние от белоснежных простыней до смердящей мусорной свалки в мексиканской пустыне может быть гораздо короче, чем кажется скучающему взору пресытившегося юриста. Разрушить жизнь способна случайность, но выбор всегда только за тобой: взялся за «грязное» дело — будь готов с грязью этой столкнуться.
Беспощадный картель — лишь символ неуправляемого вселенского хаоса, вроде того же Антона Чигура в «Стариках». Сам по себе он ничего не решает, но если ему попался, то подбросим монетку: орел — тебе конец, решка — бросим еще раз.
Говорят, что лучше бриллиант с изъяном, чем галька без него. «Советника» очень хочется назвать провалом, и в плане сборов это он и есть. Но это настолько своеобразное кино, что меньше всего хочется вешать на него какие-то ярлыки. В фильмографии Ридли Скотта прежде ничего подобного не было, и его появление сегодня, когда режиссеру стукнуло 75, объясняется просто: а когда, если не сейчас? После «Советника» кажется, что прежнего Скотта больше нет, и он никогда не вернется, и ничто уже не будет как раньше. Точнее всего фильм характеризует самая пугающая и одновременно жутко смешная его сцена, когда Кэмерон Диаз взбирается на автомобиль — зрелище до безобразия интригующее и незабываемое, но лучше бы вам его вовсе не видеть.
Посмотреть расписание фильма «Советник» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.