Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Земля слезам не верит

около 6 минут на чтение 23 комментария
Земля слезам не верит

В иркутский прокат вышел фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле».

К 2154 году люди окончательно загаживают Землю. Сильные мира сего объединяются, строят прекрасную космическую станцию Элизиум и спешно эмигрируют на нее. В итоге ничтожный процент богатеев блаженствует на Элизиуме, а Земля оставлена на дальнейшее поругание всем сирым, серым, нищим, жалким да убогим — тем, у кого давно нет ни средств, ни особой воли к существованию. Ведь самое главное в этой ситуации — тот факт, что у 9/10 доли населения напрочь оказалась вытравлена привычка приводить в порядок себя и свою планету.

Вот и Макс Да Коста (Мэтт Деймон) — именно такой безвольный желудь: характернейшее дитя времени, трущобный человек двадцать второго столетия, не высовывающий носа из своего пролетарского «футляра». Вышел из тюрьмы, работает на заводе, о полете на Элизиум и мечтать не смеет, пока не оказывается случайной жертвой радиации. Зная, что только на Элизиуме есть специальные капсулы вроде соляриев, которые в доли секунды исцеляют от любых болезней, Макс решает во что бы то ни стало заполучить счастливый билетик в «рай не для всех». И шанс на это как раз сейчас у него появился: в его родном Лос-Анджелесе готовится мятеж против правительства Элизиума.

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Элизиум» — второй фильм южноафриканца Нилла Бломкампа. Четыре года назад режиссер прославился неслыханно перехваленной фантастической сатирой «Район № 9». Впрочем, в этом прослеживалась определенная логика: ход дебютной ленты Бломкампа был оригинален и остроумен — режиссер словно бы снял очередную душераздирающую драму про горемычную экзистенцию нищих гастарбайтеров, но на роли последних «взял» нарисованных на компьютере ракообразных инопланетян. И фильм превратился в фаворита массовой публики и гуманистических фестивалей и семикратно отбил свой небольшой бюджет.

Четыре года киноманы ждали второго пришествия Бломкампа. Было понятно, что за этого режиссера всерьез возьмется Голливуд, одарит его баснословным бюджетом, но заодно и приставит к самородку дотошных продюсеров, якобы точно знающих, как должен выглядеть международный блокбастер, а главное — чего в нем ни в коем случае не должно быть.

Случай Бломкампа слишком распространенный: количество талантливых режиссеров из стран третьего мира, чей талант безвозвратно ломался в процессе первого же их опыта в Голливуде, не поддается исчислению.

Понимая, что именно на «Элизиум» сделаны все ставки, касающиеся его дальнейшей карьеры, Бломкамп поступил столь же своеобразным, сколь и разочаровывающим образом. Его «Элизиум» — это фактически тот же «Район № 9», только обладающий полноценным блокбастерным бюджетом. Правда тут нет никаких инопланетных монстров — видимо, сумму, нужную на их воплощение, пришлось заплатить звездам Мэтту Деймону и Джоди Фостер. Замена, способная порадовать далеко не всех.

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Ну да бог с ними, с автоповторами. В конце концов всякий крупный режиссер всю жизнь разрабатывает одни и те же темы, вдохновляется схожими образами, мотивами и даже сюжетами. Но крупный режиссер при этом развивается, с каждым следующим фильмом копает все глубже и глубже в избранном им направлении. Для Бломкампа же его «Элизиум» — явный шаг назад по сравнению с «Районом № 9». Да, стало больше зрелищности и масштабности, но при этом из пространства вселенной режиссера практически исчезли его жесткая ирония и будоражащая двусмысленность. Надо полагать, именно эти качества прежде всего и подкупили зрителей, в 2009 году активно проголосовавших за «Район № 9» долларом.

Что же мы видим в «Элизиуме»? Вместо иронических обличений — паточная патетика, вместо идеологических двусмыслиц — простой, как мычание, сюжетный расклад. Персонаж Деймона с его толоконным лбом и тюремными татуировками — парень очень хороший, славный, несмотря на его туповатость и необаятельность. Героиня Фостер же однозначно плохая, даже стервозная, хотя выглядит неплохо и соображает замечательно. Контрастность, как видим, на этот раз лобовая: не все то золото, что блестит; бедность — не порок; не родись красивым; встречайте по одежке — провожайте по уму.

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Самое прискорбное, что «Элизиум» ухитряется выглядеть невзрачным даже на фоне прочих блокбастеров этого лета, особых звезд с неба, прямо скажем, не схвативших. Но, например, «Тихоокеанский рубеж» мог похвастаться несколькими действительно потрясающими сценами, в «Войне миров Z» были любопытны кое-какие «научно-исследовательские» моменты, и даже дурацкого «Одинокого рейнджера» слегка вытянул за волосы из болота Джонни Депп со своими приколами (пусть и не первой свежести).

Ничего этого нет в «Элизиуме». Фильм Бломкампа не обвинишь в дурости или легкомыслии, но тут есть другие крайности — стоеросовая серьезность, нахмуренность, граничащая с натянутостью. Понятно, что один только бритый наголо Мэтт Деймон представляет собой зрелище не для слабонервных. Но режиссер и всеми прочими элементами своей картины словно бы стремится постоянно проверять зрительские нервы на прочность.

Поневоле занервничаешь, разглядывая примерно трехсотую за последние три года антиутопию, изобилующую всеми возможными штампами этого скованного жанра, да к тому же не чурающуюся штампов киношных. Так, стоит начаться экшену (а его здесь крайне немного), как камера оператора тотчас принимается трястись, как бешеная, имитируя постылую псевдодокументальную съемку. А герои сплошь и рядом перекидываются фразочками вроде «Вы даже не представляете себе, во что ввязываетесь», «Не делай этого», «Стой, где стоишь» и так далее.

Одним словом, даже просто собрать свой незатейливый пазл заново, но из блоков подороже, у Бломкампа не вполне получилось. Еще один полудиковинный заморский росток перемолол в своих жерновах безжалостный Голливуд.

Расписание сеансов фильма «Элизиум: Рай не на Земле» в иркутских кинотеатрах вы можете посмотреть здесь.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20130812/elysium/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля