Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

Кто такой Бэтмен и почему он против?

24 марта выйдет блокбастер «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», провоцирующий в умах зрителя множество вопросов. Как два этих героя оказались в одном фильме? Почему Бэтмен «против»? Что он себе позволяет? Почему нет Кристиана Бэйла? Кто додумался позвать Бена Аффлека? О какой справедливости идет речь и что здесь вообще происходит? Попробуем разобраться.

Супермен появился в 1938 году на страницах серии комиксов Action Comics, принадлежавшей издательству Detective Comics (сегодня это DC Comics, главный конкурент Marvel). Рождение героя происходило не в самые простые времена — в Америке наливалась свинцом Великая депрессия, а из-за океана бросал длинную тень фашизм.

Пройдя сквозь разум молодых авторов Джерри Сигела и Джо Шустера, культурно-социальный фон эпохи срезонировал в морального-нравственного борца за правду. Его образ был списан с пышущих здоровьем и богатырской силой древнегреческих героев и с обретающей широкую известность и еще не извращенной нацистами концепцией ницшеанского сверхчеловека.

Габариты циркового силача, арийский профиль, красочный костюм, огромная литера S на груди, а также вызывающие сегодня улыбку трусы, натянутые поверх трико — супергеройский тренд, ставший позже объектом едких шуток, был задан именно здесь. Супермен решал довольно мелкие, но злободневные бытовые неурядицы американцев, выступая против социальной несправедливости.

Формируется персональная история: младенец с погибшей планеты попадает на Землю, где воспитывается семьей фермеров. С возрастом начинает проявлять нечеловеческие способности и перебирается в город Метрополис, чтобы служить на благо общества. Но большую часть времени вынужден притворяться унылым офисным планктоном, работая в газетенке репортером Кларком Кентом.

На волне популярности Супермена издательство задумывается о создании новых героев по его образу и подобию. Художники пририсовывают новые детали к его костюму и с надеждой смотрят, что из этого получится.

В 1939 году Боб Кейн и Билл Фингер удачно пририсовали супергерою уши и крылья. Так появился Бэтмен — мститель в маске, поклявшийся отомстить за убийство родителей и искоренить преступность в родном городе Готэме.

Бэтмен образца 1943 года. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Бэтмен образца 1943 года. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Сюжеты комиксов о Бэтмене строились вокруг расследования преступлений. Новый герой быстро завоевывал популярность, обрастала деталями и его биография. Успех Бэтмена лишь немного уступал Супермену, и в 1952 году случилось историческое событие — персонажи впервые встретились в рамках одного сюжета.

Эта встреча стала отправной точкой для построения общей вселенной DC, объединяющей всех супергероев издательства, и открыла ящик Пандоры.

Персонажи и их истории начали не только пересекаться, но и раздваиваться, образовывать альтернативные, параллельные и просто противоречивые сюжетные арки. Дальше — больше. Один комикс теперь мог включать в себя несколько версий одного и того же персонажа в один и тот же момент времени — добрый Бэтмен борется со злым и так далее. Триумф Бэтмена открыл дорогу таким персонам, как Чудо-женщина, Аквамен, Флэш, Зеленый фонарь и многим другим.

В 1960 году в комиксах DC сформировалась первая Лига справедливости — команда супергероев во главе с Суперменом и Бэтменом, сплотившаяся ради общей цели. Стоит заметить, что конкуренты из «Марвел» соберут своих Мстителей по схожей схеме лишь спустя три года.

Лига справедливости. Постер с сайта www.comicvine.com
Лига справедливости. Постер с сайта www.comicvine.com

За более чем полувековую историю авторами DC были созданы сотни вариантов одних и тех же событий, обыгрывающих так называемый «канон», придерживаться которого считается хорошим тоном. Всё это вносило невообразимую путаницу и беспорядок — доходило до того, что издательству периодически приходилось «обнулять» мультивселенную и начинать многослойные истории сначала.

Из всей этой истории важно уяснить одно: наличие в одном произведении Супермена и Бэтмена — это норма.

Ранние комиксы были несколько наивными и идиллическими: герои выручали друг друга из передряг, боролись за общее дело, а намек на соперничество был лишь в здоровом и позитивном проявлении. Положительный образ Супермена закрепился в массовом сознании. Что же касается Бэтмена — с ним всё сложнее.

Мир Бэтмена — мрачный город Готэм, образ циничного капиталистического мегаполиса, в котором есть частичка гангстерского Чикаго и криминальных закоулков Нью-Йорка. В середине 50-х годов комиксы о Бэтмене были подвергнуты жесткой цензуре — их назвали одной из причин роста преступности среди подростков. Поэтому Бэтмен на долгие годы перестал быть детективным нуаром, превратившись в невинное детское чтиво.

Джокер образца 1966 года. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Джокер образца 1966 года. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Апогеем того смутного периода стал телевизионный сериал 60-х годов с Адамом Уэстом в роли ушастого мстителя — незамысловатые и однообразные комедийные сюжеты, в которых Бэтмен совместно с юным напарником Робином в стиле участкового Анискина противостоял непутевому криминалитету. Сериал имеет определенное число ценителей и в наши дни, но с устоявшимся обликом Бэтмена здесь нет ничего общего, и смотрится это достаточно шокирующе.

Возвращение к привычному образу Бэтмена случилось в 80-е годы и связано с именем Фрэнка Миллера. Миллер — бунтарь, поклонник «крутого» детектива и нуар-триллеров. Его революционный подход к комиксу заключался в переосмыслении супергеройских историй с точки зрения гнетущего реализма, наполнении их красочного мирка атмосферой страха, безысходности и криминального террора — совсем как в его любимых нуарах.

Кадр из мультфильма по сценарию Фрэнка Миллера. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из мультфильма по сценарию Фрэнка Миллера. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В 1986 году вышла серия комиксов Миллера под общим заголовком «Возвращение Темного рыцаря», придумавшая заново как образ Бэтмена, так и представление о комиксах в целом. Миллер исследовал глубинных демонов персонажа, раскаленными щипцами терзал душу героя и выворачивал его наизнанку. На первый план вышла психология, а не приключенческая составляющая сюжета.

Работы Миллера отличаются неприкрытой симпатией к отрицательным персонажам. С этих времен DC ассоциируется не только с супергероями, но и с харизматичными злодеями, главный из которых — бессменный противник Бэтмена Джокер. В «Возвращении Темного рыцаря» происходит и серьезное столкновение между Суперменом и Бэтменом, невозможное и немыслимое ранее.

Кадр из фильма «Бэтмен» Тима Бертона. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бэтмен» Тима Бертона. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Закреплению темной миллеровской эстетики способствовал выход картины «Бэтмен» 1989 года режиссера Тима Бертона. Здесь Готэм-сити предстал угрюмым, готичным, почти что средневековым городом, настоящей клоакой беззакония и порока, до которой не добираются солнечные лучи. Фильм произвел фурор, а Джек Николсон в образе Джокера подарил миру лучшего антигероя, до последнего времени никем не превзойденного.

Бертон поставил еще один фильм серии, но тот не имел ожидаемого успеха, что внесло разлад в отношения режиссера и студии. На смену Бертону взяли Джоэла Шумахера, который сделал еще две провальные картины, вызывающие однозначно негативную реакцию своей клоунской буффонадой и положившие конец мыслям об экранизациях Бэтмена вплоть до середины 2000-х.

В 2005 году вышел в свет «Бэтмен: Начало» от тогда еще малоизвестного Кристофера Нолана. Своего Бэтмена Нолан снимал с оглядкой на Миллера и Бертона, а также Алана Мура — другого сумрачного гения комиксов, написавшего монументальных «Хранителей», а также несколько ярчайших выпусков, посвященных Бэтмену.

Нолан отказался от тягучей готики, сомнительного черного латекса и сделал упор на реализм.

Новый Бэтмен существует в современном мире, максимально приближенном к нашему с вами, и словно старается как можно меньше соприкасаться с комиксовой реальностью. Именно за это будут критиковать Нолана особо упертые поклонники первоисточника, оказавшиеся, впрочем, в абсолютном меньшинстве.

«Бэтмен: Начало» так бы и остался просто редкой хорошей экранизацией, если бы не последовавшее продолжение «Темный рыцарь», превратившее Нолана из малоизвестного постановщика в одного из главных голливудских режиссеров. «Темный рыцарь» покорил всех и задал новую моду на мрачный и серьезный облик супергероя.

Постер фильма «Темный рыцарь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Постер фильма «Темный рыцарь». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Рассудительный Нолан завершил трилогию на возвышенной ноте, и его главная звезда Кристиан Бэйл поступил не менее рассудительно, наотрез отказавшись от предложения продолжить съемки. Миллиардные кассовые сборы трилогии, а также происходящие события со вселенной «Марвел», которая методично выстроила невероятную бизнес-империю Мстителей, выглядели для DC огромным соблазном, и вопрос с экранным воплощением потенциально прибыльной Лиги справедливости напрашивался сам собой.

Первым шагом в этом направлении стал «Человек из стали» — возвращение к отошедшему на второй план Супермену, переживающему не самые лучшие дни. В 80-е фильмы о нем номинировались на «Оскар», с началом нового столетия первая же попытка продолжить его историю обернулась провалом.

DC избрали очевидный, логичный и легкий путь — пойти протоптанной Ноланом дорожкой. Переписать историю героя с чистого листа, адаптировав ее под требования рынка — реалистичный, до зубовного скрежета серьезный сюжет. В качестве режиссера пригласили Зака Снайдера, уже блестяще экранизировавшего культовых Миллера и Мура («300 спартанцев» и «Хранители»).

В «Человеке из стали» режиссера словно загнали в угол и не давали проявить себя, заставляя снимать летний блокбастер без фирменных красивостей и излишних стилистических упражнений. Получилось очень по-нолановски, но пресно, скучно и не слишком зрелищно: по сути, это была всего лишь пафосная, затянутая, но обязательная интерлюдия.

Полноценно судить о современной кинематографической вселенной DC можно будет по грядущему «Бэтмену против Супермена», и этот фильм подобен первому испытанию атомной бомбы. Создатели строят далеко идущие планы и уже расписали предполагаемый график выхода фильмов до 2020 года. В планах значится реализация модели, подобной схеме «Марвел» — сольные фильмы о супергероях (всё те же Чудо-женщина, Аквамен и прочие), увязанные с общим сквозным сюжетом.

Строить прогнозы относительно судьбы «Бэтмена против Супермена» очень сложно. Сценарий держится в строгой тайне. За спиной Снайдера стоит фигура мистификатора-Нолана, который любит преподносить зрителю неожиданные сюрпризы. На сегодня трейлеры, отрывки и описание складываются в удручающий сюжет уровня недавно перезапущенной «Фантастической четверки», но с большой вероятностью могут оказаться хитрой обманкой.

Авторитет создателей, прошлые заслуги Снайдера и его тонкие намеки на нечто грандиозное не только подогревают интерес к картине, но и провоцируют всевозможные полусумасшедшие теории относительно того, что будет происходить в фильме на самом деле. Одной из самых интересных версий является возможное пересечение с трилогией Нолана — знаки на это разбросаны как в трейлерах, так и в интервью создателей, а возможность этого укладывается в первоисточник и мультивселенную, позволяющую сосуществовать двум разным Бэтменам.

Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Больше всего шума вызвала фигура нового Бэтмена с лицом Аффлека. Так что если выяснится, что Бен — это никакой и не Брюс Уэйн, то это будет самой грандиозной, красивой и ловкой провокацией в истории кино. Вопрос в том, осмелится ли Снайдер (а вернее, дадут ли ему осмелиться) пойти на подобное или снова переступит через себя и снимет прямолинейный и предсказуемый комикс, каким был «Человек из стали».

«Бэтмен против Супермена» либо откроет новую главу в истории кинокомиксов (и чего уж там, кинематографа), либо станет ее драматическим финалом. Все прошлые взлеты и падения DC имели одно общее свойство — полную непредсказуемость.

Смотрите фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в кинотеатрах Иркутска с 24 марта. Билеты уже в продаже.

Вадим Пашин, ИА «Иркутск онлайн»

  • vaxpa 22 марта 2016 в 11:00

    И ни слова про Хита Леджера и его Джокера…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля