Супермен появился в 1938 году на страницах серии комиксов Action Comics, принадлежавшей издательству Detective Comics (сегодня это DC Comics, главный конкурент Marvel). Рождение героя происходило не в самые простые времена — в Америке наливалась свинцом Великая депрессия, а из-за океана бросал длинную тень фашизм.
Пройдя сквозь разум молодых авторов Джерри Сигела и Джо Шустера, культурно-социальный фон эпохи срезонировал в морального-нравственного борца за правду. Его образ был списан с пышущих здоровьем и богатырской силой древнегреческих героев и с обретающей широкую известность и еще не извращенной нацистами концепцией ницшеанского сверхчеловека.
Габариты циркового силача, арийский профиль, красочный костюм, огромная литера S на груди, а также вызывающие сегодня улыбку трусы, натянутые поверх трико — супергеройский тренд, ставший позже объектом едких шуток, был задан именно здесь. Супермен решал довольно мелкие, но злободневные бытовые неурядицы американцев, выступая против социальной несправедливости.
Формируется персональная история: младенец с погибшей планеты попадает на Землю, где воспитывается семьей фермеров. С возрастом начинает проявлять нечеловеческие способности и перебирается в город Метрополис, чтобы служить на благо общества. Но большую часть времени вынужден притворяться унылым офисным планктоном, работая в газетенке репортером Кларком Кентом.
На волне популярности Супермена издательство задумывается о создании новых героев по его образу и подобию. Художники пририсовывают новые детали к его костюму и с надеждой смотрят, что из этого получится.
В 1939 году Боб Кейн и Билл Фингер удачно пририсовали супергерою уши и крылья. Так появился Бэтмен — мститель в маске, поклявшийся отомстить за убийство родителей и искоренить преступность в родном городе Готэме.
Сюжеты комиксов о Бэтмене строились вокруг расследования преступлений. Новый герой быстро завоевывал популярность, обрастала деталями и его биография. Успех Бэтмена лишь немного уступал Супермену, и в 1952 году случилось историческое событие — персонажи впервые встретились в рамках одного сюжета.
Эта встреча стала отправной точкой для построения общей вселенной DC, объединяющей всех супергероев издательства, и открыла ящик Пандоры.
Персонажи и их истории начали не только пересекаться, но и раздваиваться, образовывать альтернативные, параллельные и просто противоречивые сюжетные арки. Дальше — больше. Один комикс теперь мог включать в себя несколько версий одного и того же персонажа в один и тот же момент времени — добрый Бэтмен борется со злым и так далее. Триумф Бэтмена открыл дорогу таким персонам, как Чудо-женщина, Аквамен, Флэш, Зеленый фонарь и многим другим.
В 1960 году в комиксах DC сформировалась первая Лига справедливости — команда супергероев во главе с Суперменом и Бэтменом, сплотившаяся ради общей цели. Стоит заметить, что конкуренты из «Марвел» соберут своих Мстителей по схожей схеме лишь спустя три года.
За более чем полувековую историю авторами DC были созданы сотни вариантов одних и тех же событий, обыгрывающих так называемый «канон», придерживаться которого считается хорошим тоном. Всё это вносило невообразимую путаницу и беспорядок — доходило до того, что издательству периодически приходилось «обнулять» мультивселенную и начинать многослойные истории сначала.
Из всей этой истории важно уяснить одно: наличие в одном произведении Супермена и Бэтмена — это норма.
Ранние комиксы были несколько наивными и идиллическими: герои выручали друг друга из передряг, боролись за общее дело, а намек на соперничество был лишь в здоровом и позитивном проявлении. Положительный образ Супермена закрепился в массовом сознании. Что же касается Бэтмена — с ним всё сложнее.
Мир Бэтмена — мрачный город Готэм, образ циничного капиталистического мегаполиса, в котором есть частичка гангстерского Чикаго и криминальных закоулков Нью-Йорка. В середине 50-х годов комиксы о Бэтмене были подвергнуты жесткой цензуре — их назвали одной из причин роста преступности среди подростков. Поэтому Бэтмен на долгие годы перестал быть детективным нуаром, превратившись в невинное детское чтиво.
Апогеем того смутного периода стал телевизионный сериал 60-х годов с Адамом Уэстом в роли ушастого мстителя — незамысловатые и однообразные комедийные сюжеты, в которых Бэтмен совместно с юным напарником Робином в стиле участкового Анискина противостоял непутевому криминалитету. Сериал имеет определенное число ценителей и в наши дни, но с устоявшимся обликом Бэтмена здесь нет ничего общего, и смотрится это достаточно шокирующе.
Возвращение к привычному образу Бэтмена случилось в 80-е годы и связано с именем Фрэнка Миллера. Миллер — бунтарь, поклонник «крутого» детектива и нуар-триллеров. Его революционный подход к комиксу заключался в переосмыслении супергеройских историй с точки зрения гнетущего реализма, наполнении их красочного мирка атмосферой страха, безысходности и криминального террора — совсем как в его любимых нуарах.
В 1986 году вышла серия комиксов Миллера под общим заголовком «Возвращение Темного рыцаря», придумавшая заново как образ Бэтмена, так и представление о комиксах в целом. Миллер исследовал глубинных демонов персонажа, раскаленными щипцами терзал душу героя и выворачивал его наизнанку. На первый план вышла психология, а не приключенческая составляющая сюжета.
Работы Миллера отличаются неприкрытой симпатией к отрицательным персонажам. С этих времен DC ассоциируется не только с супергероями, но и с харизматичными злодеями, главный из которых — бессменный противник Бэтмена Джокер. В «Возвращении Темного рыцаря» происходит и серьезное столкновение между Суперменом и Бэтменом, невозможное и немыслимое ранее.
Закреплению темной миллеровской эстетики способствовал выход картины «Бэтмен» 1989 года режиссера Тима Бертона. Здесь Готэм-сити предстал угрюмым, готичным, почти что средневековым городом, настоящей клоакой беззакония и порока, до которой не добираются солнечные лучи. Фильм произвел фурор, а Джек Николсон в образе Джокера подарил миру лучшего антигероя, до последнего времени никем не превзойденного.
Бертон поставил еще один фильм серии, но тот не имел ожидаемого успеха, что внесло разлад в отношения режиссера и студии. На смену Бертону взяли Джоэла Шумахера, который сделал еще две провальные картины, вызывающие однозначно негативную реакцию своей клоунской буффонадой и положившие конец мыслям об экранизациях Бэтмена вплоть до середины 2000-х.
В 2005 году вышел в свет «Бэтмен: Начало» от тогда еще малоизвестного Кристофера Нолана. Своего Бэтмена Нолан снимал с оглядкой на Миллера и Бертона, а также Алана Мура — другого сумрачного гения комиксов, написавшего монументальных «Хранителей», а также несколько ярчайших выпусков, посвященных Бэтмену.
Нолан отказался от тягучей готики, сомнительного черного латекса и сделал упор на реализм.
Новый Бэтмен существует в современном мире, максимально приближенном к нашему с вами, и словно старается как можно меньше соприкасаться с комиксовой реальностью. Именно за это будут критиковать Нолана особо упертые поклонники первоисточника, оказавшиеся, впрочем, в абсолютном меньшинстве.
«Бэтмен: Начало» так бы и остался просто редкой хорошей экранизацией, если бы не последовавшее продолжение «Темный рыцарь», превратившее Нолана из малоизвестного постановщика в одного из главных голливудских режиссеров. «Темный рыцарь» покорил всех и задал новую моду на мрачный и серьезный облик супергероя.
Рассудительный Нолан завершил трилогию на возвышенной ноте, и его главная звезда Кристиан Бэйл поступил не менее рассудительно, наотрез отказавшись от предложения продолжить съемки. Миллиардные кассовые сборы трилогии, а также происходящие события со вселенной «Марвел», которая методично выстроила невероятную бизнес-империю Мстителей, выглядели для DC огромным соблазном, и вопрос с экранным воплощением потенциально прибыльной Лиги справедливости напрашивался сам собой.
Первым шагом в этом направлении стал «Человек из стали» — возвращение к отошедшему на второй план Супермену, переживающему не самые лучшие дни. В 80-е фильмы о нем номинировались на «Оскар», с началом нового столетия первая же попытка продолжить его историю обернулась провалом.
DC избрали очевидный, логичный и легкий путь — пойти протоптанной Ноланом дорожкой. Переписать историю героя с чистого листа, адаптировав ее под требования рынка — реалистичный, до зубовного скрежета серьезный сюжет. В качестве режиссера пригласили Зака Снайдера, уже блестяще экранизировавшего культовых Миллера и Мура («300 спартанцев» и «Хранители»).
В «Человеке из стали» режиссера словно загнали в угол и не давали проявить себя, заставляя снимать летний блокбастер без фирменных красивостей и излишних стилистических упражнений. Получилось очень по-нолановски, но пресно, скучно и не слишком зрелищно: по сути, это была всего лишь пафосная, затянутая, но обязательная интерлюдия.
Полноценно судить о современной кинематографической вселенной DC можно будет по грядущему «Бэтмену против Супермена», и этот фильм подобен первому испытанию атомной бомбы. Создатели строят далеко идущие планы и уже расписали предполагаемый график выхода фильмов до 2020 года. В планах значится реализация модели, подобной схеме «Марвел» — сольные фильмы о супергероях (всё те же Чудо-женщина, Аквамен и прочие), увязанные с общим сквозным сюжетом.
Строить прогнозы относительно судьбы «Бэтмена против Супермена» очень сложно. Сценарий держится в строгой тайне. За спиной Снайдера стоит фигура мистификатора-Нолана, который любит преподносить зрителю неожиданные сюрпризы. На сегодня трейлеры, отрывки и описание складываются в удручающий сюжет уровня недавно перезапущенной «Фантастической четверки», но с большой вероятностью могут оказаться хитрой обманкой.
Авторитет создателей, прошлые заслуги Снайдера и его тонкие намеки на нечто грандиозное не только подогревают интерес к картине, но и провоцируют всевозможные полусумасшедшие теории относительно того, что будет происходить в фильме на самом деле. Одной из самых интересных версий является возможное пересечение с трилогией Нолана — знаки на это разбросаны как в трейлерах, так и в интервью создателей, а возможность этого укладывается в первоисточник и мультивселенную, позволяющую сосуществовать двум разным Бэтменам.
Больше всего шума вызвала фигура нового Бэтмена с лицом Аффлека. Так что если выяснится, что Бен — это никакой и не Брюс Уэйн, то это будет самой грандиозной, красивой и ловкой провокацией в истории кино. Вопрос в том, осмелится ли Снайдер (а вернее, дадут ли ему осмелиться) пойти на подобное или снова переступит через себя и снимет прямолинейный и предсказуемый комикс, каким был «Человек из стали».
«Бэтмен против Супермена» либо откроет новую главу в истории кинокомиксов (и чего уж там, кинематографа), либо станет ее драматическим финалом. Все прошлые взлеты и падения DC имели одно общее свойство — полную непредсказуемость.
Смотрите фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в кинотеатрах Иркутска с 24 марта. Билеты уже в продаже.
Вадим Пашин, ИА «Иркутск онлайн»
И ни слова про Хита Леджера и его Джокера…